Одиннадцать ответов на один простой вопрос.
Пророк Йешаяу1 говорит нам: «И назовешь субботу блаженством, отдашь дню, посвященному Господу, дань уважения».
Обращая внимание на то, что этот стих требует, чтобы мы одновременно радовались Шабату и уважали его, наши мудрецы объясняют, что человек оказывает Шабату уважение, надевая особую чистую одежду, а радуется ему, наслаждаясь хорошей едой и напитками.2
Во времена Талмуда3 рыба считалась особым деликатесом, поэтому блюдами из нее часто наслаждались в Шабат. Мудрецы даже приводят известную историю о том, как некий довольно скромно живущий еврей по имени Йосеф настолько уважал Шабат, что в честь него во что бы то ни стало всегда по пятницам приобретал на рынке рыбу. Благодаря этому однажды он удостоился обнаружить в животе купленной рыбы драгоценный камень и стал очень богат.
Может показаться, что употребление рыбы по Шабатам — это просто что-то из области вкусовых предпочтений, и, если кто-то предпочитает рыбным блюдам другие, то нет причин специально готовить именно их.
Однако еврейские мистики объясняют, что во время субботней трапезы отведать рыбу необходимо.4 В Шулхан Арух а-Рав приводится такое мнение каббалистов:5
«Желательно быть скрупулезным и есть рыбу во время каждой (субботней) трапезы, кроме случаев, когда [физическое состояние человека таково, что употребление в пищу] рыбы ему вредно или он не любит ее, то есть это приносит ему дискомфорт, а не удовольствие – а ведь Шабат был дан для наслаждения и удовольствия».
На протяжении многих поколений евреи щепетильно относились к этому вопросу, подавая рыбу на шабатний стол. В Галахе даже обсуждается весьма распространенная в древние времена ситуация, когда рыбаки-неевреи пользовались случаем и специально завышали цены на рыбу перед Шабатом из-за того, что на нее повышался спрос.
Итак, существует множество причин, по которым появился обычай есть рыбу в Шабат. Вот одиннадцать из них.
1. Тройное благословение
Рабби Цви Элимелех из Динова, известный как Бней Исахар, объясняет, что в течение шести дней творения Всевышний отдельно благословил три своих творения:
- В четверг Он благословил рыбу.
«И благословил их Всесильный, сказав: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воду в морях…»6
- В пятницу Он благословил человечество.
«И благословил их (Адама и Еву) Всесильный, и сказал им Всесильный: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и овладейте ею, и владычествуйте над рыбами морскими…»7
- В Шабат благословение было особенным.
«И благословил Всесильный день седьмой, и освятил его…»8
«Тройная нить не скоро порвется»,9 — говорит Писание. Таким образом, было решено объединить все три творения Творца, выделенных благословениями. И тот, кто употребляет рыбу в Шабат, наделяется тройным благословением Пресвятого:10
— Благословит тебя Господь и охранит тебя.
— Будет благосклонен к тебе Господь и помилует тебя.
— Будет благоволить к тебе Господь и пошлет тебе мир.11
2. Число 7
В Шабат, седьмой и последний день недели, мы едим продукты, связанные с числом семь. На иврите числовое значение слова «рыба» — דג (даг) — именно семь.12
3. Души праведных
Мистики объясняют, что, если душам праведников надлежит вернуться на землю, они часто перевоплощаются в рыб, которые едины со своим окружением.
В отличие от других живых существ, разрешенных евреям в пищу, рыбу не нужно убивать специальным способом, поэтому она не может стать некошерной из-за ненадлежащего приготовления или повреждения внутренностей.
В Шабат, особенный святой день, полный духовной силы, у нас есть дополнительные заслуги и энергия, чтобы помогать этим душам становиться еще выше, используя их для выполнения заповеди наслаждаться Шабатом.13
4. Легкий подъем
В иудаизме известна такая концепция, что все творения этого мира таят в себе Божественные искры святости, которые мы, пользуясь ими в соответствии с Галахой, раскрываем, помогая вознестись им к Источнику.
В отличие от мяса животных и птиц, которое требует особого процесса обработки для того, чтобы пища была кошерной и заложенная в них искра была готова к вознесению, рыба, как уже говорилась, в дополнительной обработке не нуждается. Таким образом, поедание рыбы в Шабат символизирует то, что в этот священный день нет необходимости в дополнительной работе, помогающей возносить Божественные искры.14
(Кроме прочего, это еще одна из причин, почему в трапезе, в ходе которой подают и рыбу, и мясо, по укоренившемуся обычаю сначала нужно употребить рыбные блюда. В первую очередь мы принимаемся за пищу, которую легче духовно вознести, а затем переходим к более сложным в этом отношении продуктам.15)
5. Жажда каждой капли Торы
Подобно тому, как рыба живет в воде, что имеет решающее значение для ее выживания, евреи должны в своей повседневной жизни оставаться погруженными в Тору, которую сравнивают с водой, как сказано: «Все жаждущие, идите к водам».16 Это выразительно объясняется в талмудической притче о лисе и рыбах.17
«Шла лисица по берегу реки и видит: рыбы мечутся в большой тревоге. Спрашивает их лисица:
— От кого вы бежите, рыбы?
— Спасаемся, — отвечают они, — от сетей, закинутых в реку, чтоб изловить нас.
— Так выходите лучше на берег, — советует лисица, — заживём мирно вместе, как жили когда-то мои и ваши предки.
Отвечают ей рыбы:
— Про тебя, лиса, говорят, что ты умнейшее из животных, а рассуждаешь не лучше глупца. Если в реке, где нам назначено жить, мы оказались в такой опасности, то как же мы решимся выйти на сушу, где нас ждёт верная гибель?»
Интересно, что, хотя рыбы и находятся постоянно в воде, сказано, что, когда в водоемы падают капли дождя, они подплывают к поверхности и открывают рты, чтобы схватить эти капли, будто еще ни разу в жизни не пробовали воды. Точно так же та часть еврейского народа, которая постоянно погружена в изучение Торы, по Шабатам прилагает особые усилия, чтобы усвоить новые толкования.
Кроме того, в Зоар написано, что седьмой день недели посвящен духовности и вопросам души, ведь Тора была передана сынам Израиля на горе Синай именно в Шабат.18
6. Без век
У рыб нет век, благодаря чему их глаза всегда открыты. Мы едим рыбу в Шабат, подразумевая, что «глаза» Всевышнего всегда смотрят на нас, наблюдая за нашей жизнью с любовью и состраданием.19
7. Первые из живых существ и источник жизни для всей недели
Рыбы — первые из сотворенных Богом живых существ, а Шабат – по сути это источник жизни для всей следующей за ним недели. Поэтому принято начинать шабатнюю трапезу с рыбы.20
(Следует отметить, что существуют дополнительные галахические причины, по которым рыбные блюда должны быть поданы перед мясными.21)
8. Более возвышенные
Во время Великого Потопа во времена Ноаха наряду с людьми были наказаны и наземные животные: они совратились и спаривались со зверями, не принадлежащими к их виду.22
Однако рыбы чудесным образом смогли выжить в водах Потопа, поскольку не были подвержены греху.
В Шабат, когда мы празднуем самый духовно возвышенный день недели, вполне уместно делать это, употребляя самые возвышенные в духовном отношении творения.23
9. Рыбалка для заповеди
Как мы уже говорили, обычно кошерные животные прежде, чем евреи смогут употребить их в пищу, требуют выполнения определенных заповедей (например, им необходим кошерный убой, особая обработка — удаление крови из мяса и т.д). Как уже было сказано, рыба в этом вопросе исключение.
В связи с приготовлением и употреблением рыбы не существует никаких особых заповедей или ритуалов. Поэтому, чтобы восполнить этот недостаток, мы едим рыбу в Шабат и таким образом ассоциируем эти создания с великой заповедью помнить и соблюдать седьмой день.24
10. Пропавшее блюдо
Мидраш говорит нам, что ман – пища, падавшая с небес во время странствий еврейского народа по пустыне, — имел все вкусы, которые только можно было представить и пожелать, за исключением… вкуса рыбы. Именно поэтому евреи роптали: «Помним мы рыбу, которую ели в Египте…».25
Отсутствие возможности кушать рыбу в пустыне стало причиной их недовольства. Потому теперь у нас есть обычай готовить в честь Шабата рыбные блюда, демонстрируя, что мы благодарны Богу и что наше наслаждение Шабатом «полное».
То, что когда-то стало символом нашей обиды на Всевышнего, сделалось символом благодарности.26
11. Ливьятан в эпоху Машиаха
Наша традиция говорит, что Шабат — это возможность почувствовать вкус Олам а-Ба, Грядущего Мира, который упоминается как «день, олицетворяющий Шабат».
Поскольку одним из блюд, которые будут подавать на большом празднике, когда придет Машиах, является ливьятан (наподобие огромного кита), у нас есть обычай есть в Шабат рыбу.27
Следуя этому обычаю, мы также демонстрируем свое стремление скорее встретить праведного Машиаха.
Так пусть же мы удостоимся того, чтобы он пришел в скором времени, в наши дни!
Сноски
- Йешаяу, 58:13.
- Мехильта, Паршат Бо, 9; Сифра, Эмор, 12.
- См., напр., Талмуд, Шабат, 118б.
- См. Сидур Адмор а-Закен, Седер Сеуда Шлишит.
- Шулхан Арух а-Рав, Орах Хаим, 242:7, цит. Маген Авраам, 242:1; см. также Сидур Адмор а-Закен, Седер Сеуда Шлишит; см. Ликутей Сихот, т. 31, с. 192, прим. 15.
- Берешит, 1:22.
- Берешит, 1:28.
- Берешит, 2:3.
- Коэлет, 4:12.
- Бемидбар, 6:24-26.
- Бней Исахар, Маамарей а-Шабатот, 1:11.
- Минхаг Исраэль Тора, Орах Хаим, 274:1.
- Эмек а-Мелех, Шаар Тикуней а-Тшува, 5; Мегале Амукот, Ваэтханан, 52; Маамарей Адмор а-Закен, а-Кецорим, стр. 9, Иньяним, с. 410 (старое издание).
- См. Бен Иш Хай, Ваера, Шана, 2:19.
- См. Ликутей Тора, Беаалотха, 33б. См. ниже «7. Первый курс».
- Йешаяу, 55:1.
- См. Талмуд, Брахот, 61б.
- Респонсы Сиах Ицхак, 124.
- Эмек а-Мелех, Шаар Тикуней а-Тшува, 5; Минхат Яаков, цит. в Минхаг Исраэль Тора, Орах Хаим, 274.
- Торат Эмет, Моадим (начало).
- Каф а-Хаим, 157:38, осн. на Рамбам, Хилхот Деот, 4:7.
- Мидраш Берешит Раба, 28:8.
- Бейт Исраэль, цит. в Минхаг Исраэль Тора, Орах Хаим, 274.
- Рабби Менахем Мендл из Коцка в Амуд а-Эмет, с. 72.
- Бемидбар, 11:5.
- Сефер Торат Эмет, Экев.
- Мишна Брура в Биур Галаха, 242:6.