Хотел попросить объяснить мне обычай симаним в Рош аШана, по которому принято есть в первую ночь, к примеру, гранаты – чтобы увеличились наши заслуги как зернышки гранат, или яблоко в меде – чтобы у нас был хороший и сладкий год. Мне кажется, что эта вещь чужда иудаизму, поскольку это выглядит как какое-то гадание. Что Вы думаете по этому поводу?
Этот обычай мы «практикуем», опираясь сказанном в Талмуде (трактат Критут, 6 а).
И, все же, несомненно, необходимо понять, какой смысл есть у этих вещей, ведь все они кажутся на первый взгляд лишенными какого-либо смысла или какой-то здравой логики.
Маараль в книге «Беер аГола» чудесным образом объясняет этот «обычай». Прежде он приводит слова Рамбана в комментарии на главу Лех Леха, который пишет, что любое Небесное постановление, если в чем-то воплотится в материальном мире, будет должно быть выполнено в конце концов в любом случае (в противном случае оно может быть изменено согласно поведению людей). Тем самым Маараль объясняет, почему пророки, к примеру, зачастую должны были делать какие-то действия, связанные с их пророчеством – чтобы пророчество вышло из потенциала в реальность. По этой причине, по словам Рамбана, Г-сподь повелел Аврааму обойти всю Землю Израиля по ширине и длине – чтобы Небесное постановление о даровании земли потомству Авраама вышло из потенциала в реальность.
Продолжает Маараль: «А теперь пойми этот обычай, поскольку в нем есть чудесная мудрость – сделать высшему постановлению какой-то признак и подобие тут внизу (в нашем материальном мире), чтобы Небесное постановление вышло из потенциала в добрую реальность и было выполнено в любом случае… И в этом нет никакого гадания, а только подготовка, чтобы выполнилось Небесное постановление в лучшем виде».
От редакции: желаем напомнить вам, что на нашем сайте вы можете скачать текст симаним.