Вопрос:
Скажите, почему специалист по осуществлению обрезания должен проглотить несколько капелек крови.
Ответ:
Уважаемый О!
Вы подняли чрезвычайно важный вопрос, который, по всей видимости, интересует многих людей. Многие, даже не особо соблюдающие традиции своего народа, евреи во всем мире, а особенно в Израиле исполняют заповедь обрезания, а также стараются участвовать в церемонии обрезания, которую устраивают их родственники, друзья или коллеги по работе. Интеллигентные люди, воспитанные в духе современной европейской цивилизации, но не сведущие в еврейских законах получают культурный шок, когда являются свидетелями того, как моэль (специалист по осуществлению обрезания) высасывает кровь из образовавшегося после совершения обрезания пореза. Кровь он при этом, конечно, не пьет. Это строго запрещено законом и потому, что кровь запрещена в пищу, и потому, что Тора запрещает совершать действия, которые вызывают отвращение у того, кто их совершает, и тех, кто при этом присутствует.
Давайте попытаемся разобраться, что же все-таки происходит.
Во все поколения у евреев было принято отсасывать ртом кровь из образовавшейся при обрезании раны. В кодексе «Шулхан Арух» («Йорэ Дэа», 264:3) об этом сказано довольно безапелляционно. Процитируем: «…а после этого (после того, как отрезали крайнюю плоть и завернули кожицу, т.е. сделали мила и прия) высасывают кровь так, чтобы она вышла даже из отдаленных участков, во избежание опасности для жизни младенца. Всякого моэля, который это не делает, устраняют с этой должности». (Замечу, что речь идет о младенцах, обрезание взрослых происходит несколько иначе).
Порядка двухсот лет назад немецкие врачи выступили с требованием отказа от отсасывания крови, т.к. на их взгляд это не спасает младенца от опасности, а напротив, служит причиной опасности. Некоторые, поддавшись давлению, были уже готовы изменить закону: часть из них хотела отказаться от отсасывания совсем, другие собирались осуществлять отсасывание крови с помощью губки, а в более позднее время – высасывать кровь ртом, но не напрямую, а через трубочку.
Почему предлагаемые варианты исполнения заповеди неприемлемы?
Обратимся к источникам.
В мишне («Шабат», 133а) сказано, что обязаны высасывать кровь. В Талмуде поясняется, что это жизненно необходимо для ребенка. До такой степени это важно, что это разрешено делать в субботу, несмотря на то, что высасывания крови в прочих случаях является нарушением законов субботы. Некоторые авторитеты Торы[1] считали, что, хотя в мишне высасывание крови упоминается вместе с «милой» и «прией», оно не является частью исполнения заповеди, а нужно исключительно для благополучия младенца. Другие законоучители[2] утверждают, что это высасывание крови является частью исполнения заповеди обрезания.
Можно ли однозначно заявить, что, если не высосать кровь, это должно обязательно привести к трагическим последствиям? Конечно же, нет! Но Тора настолько бережно относится к жизни и здоровью человека, что даже малая вероятность того, что ребенку может угрожать опасность обязывает это делать[3]. И как уже было замечено, даже в субботу.
Все законоучители и мудрецы Каббалы[4] пишут, что высасывать кровь моэль обязан напрямую ртом. Так в частности великий Хафец Хаим, Хазон Иш и многие другие наши учителя активно выступали не только против использования в целях отсасывания крови губки, но и трубочки.
Не следует говорить о том, что, если моэль нездоров и существует даже отдаленная опасность, что через слюну могут передаться болезненные микробы, ему строго запрещено прикасаться губами к ребенку и он не должен делать обрезание, а уступить эту важную миссию другому моэлю. Как быть в ситуации, когда другого моэля нет? Нужно чтобы моэль научил любого взрослого мужчину, как правильно высосать кровь ртом и тот мужчина это сделает. Если и такой возможности не представляется, необходимо спросить раввина, как следует поступить.
[1] Такие, как авторы книг «Кцот а-Хошен» (п. 382), «Йешуот Яаков» («Орах Хаим», п. 331), «Хахмат Адам» (149:14), «Игрот Моше» («Йорэ Дэа», ч. 1, п. 223) и др.
[2] Например, так считал авторы книг «Левуш» («Йорэ Дэа», 266:2), «Биньян Цион» (п. 23, 24), «Маарам Шик» («Йорэ Дэа», п. 248), «Йеуда Яале» («Йорэ Дэа», 258), «Авней Нэзэр» («Йорэ Дэа», 338) и др.
[3] «Маарам Шик», «Биньян Цион», «Йеуда Яале» (там же).
[4] «Тикуней Зоар», Аризаль.