Хизкияу (ивр. – חִזְקִיָּהוּ, что означает «его укрепил Бог», в Танахе встречается также Хизкия или Цехизкиягу, в русском произношении: Езекия) – тринадцатый царь Иудеи.
Хизкияу был весьма праведным царем. О нем сказано, что среди всех царей Иудеи не было правителя, который бы в такой большой степени полагался на Создателя, как Хизкияу (Мелахим 2, 18:5). Комментаторы подчеркивают, что это утверждение не относится к царям Давиду и Шломо, поскольку они считаются не только иудейскими правителями, но и царями всего еврейского народа.
Хизкияу отличался скромностью и довольствовался малым. Наши мудрецы отмечают, что, несмотря на свое царское положение, которое, казалось бы, предполагало роскошные трапезы, Хизкияу ограничивался лишь небольшим количеством овощей[1].
Царь Хизкияу прилагал огромные усилия для распространения и изучения Торы среди народа. Наши мудрецы говорят, что в дни его царствования среди всего народа не было невежд, и даже женщины и дети прекрасно разбирались в самых сложных законах[2].
Хизкияу удостоился великих чудес. Одно из них – поражение Санхерива от руки ангела Гавриэля, когда Санхерив пошел войной на Иерусалим.
Во время правления Хизкияу прекратило существование Израильское царство.
Наши мудрецы утверждают, что Всевышний желал сделать Хизкияу Машиахом, но в конечном счете не сделал только потому, что тот не воспел хвалебную песнь Творцу после чудесного избавления от Санхерива[3].
Хизкияу царствовал в течение 29 лет. В Танахе много мест посвящено Хизкияу. В основном о нем повествуется в книге Мелахим II (главы 18-20), в книге Диврей аЯмим II (главы 29-32) и в книге пророка Йешаягу (главы 36-39).
Семья Хизкияу
Отцом Хизкияу был грешный царь Иудеи Ахаз. Его матерью была Авийа, дочь Захарияу.
История Хизкияу
Начало царствования
Хизкияу взошел на царство в возрасте 25-ти лет. Несмотря на то, что его отец был большим грешником, Хизкияу с самого начала царствования шел путями Творца.
После смерти его отца, грешного Ахаза, Хизкияу, вместо того, чтобы использовать во время похорон погребальные носилки для переноса тела, проволок кости отца на веревочных носилках. Хизкияу хотел тем самым продемонстрировать подданным свое отвращение ко злу.
Хизкияу отворил двери Храма, которые закрыл его отец и возобновил жертвоприношения.
Хизкияу стремился оказать влияние на всех евреев, даже на тех, которые проживали на территории Израильского царства, чтобы приблизить их к Творцу. Он направил гонцов по всему Израильскому царству с призывом вернуться к Господу и прийти в Иерусалимский Храм для совершения пасхального жертвоприношения. В то время в Израильском царстве правил царь по имени Ошеа бен Эла, который, в отличие от своих предшественников, позволил своим подданным совершить паломничество в Иерусалим[4].
Война с Санхеривом
Ассирийский царь Санхерив весьма преуспел в своих войнах – он завоевал почти весь мир и перемешал все народы, переселяя их с одной территории на другую. В том числе он одержал победу над Израильским царством и переселил еврейские колена за пределы Святой Земли, а вместо них поселил самореев.
После победы над Израильским царством Санхерив пошел войной на Иудею и захватил множество городов.
Завладев почти всей Иудеей, войско Санхерива двинулось на Иерусалим.
В Талмуде сказано: прежде чем выступить в поход Санхерив обратился к звездочетам и те предсказали, что он сможет одержать победу только при условии, что достигнет этого города за один день и в тот же день начнет войну. Войско Санхерива стремительным марш-броском за один день добралось до города. Достигнув Иерусалима, Санхерив пожелал осмотреть город. С этой целью его воины соорудили гору из матрасов, и Санхерив обозрел город с ее вершины.
Столица Иудейского царства показалась Санхериву маленькой, и он произнес: «Неужели это и есть тот самый Иерусалим, ради которого я собрал все свои полки и завоевал столько стран? Ведь он — самая маленькая и самая слабая из всех столиц, покоренных моей могучей рукой!»
Военачальники предложили немедленно штурмовать город, но Санхерив отложил нападение на следующий день. Он аргументировал это тем, что если они будут штурмовать Иерусалим сейчас, это будет выглядеть как проявление слабости. Таким образом, участь похода была решена: «отсрочка приговора равносильна его отмене», — отмечают наши мудрецы. В ту же ночь ангел Гавриэль прошел среди всего стана Санхерива и уничтожил все его войско.
Тяжелая болезнь
Хизкияу находился на высокой духовной ступени и поэтому способностью видеть будущее. Он предвидел, что у него будет грешное потомство. По этой причине Хизкияу не женился, тем самым, не выполнив заповедь плодиться и размножаться. Это было большой ошибкой, ведь человек должен выполнять в любом случае то, что на него возложено свыше.
В наказание за это Всевышний послал Хизкияу смертельную болезнь. Пророк Йешаяу сообщил Хизкияу о том, что Хизкяу не выздоровеет и умрет, более того, у него не будет части в Будущем мире. И все из-за того, что он не женился. Автор «Нефеш а-Хаим» подчеркивает, что даже пассивное невыполнение заповеди, несмотря на пророческое видение о негативных последствиях ее исполнения, считается серьезным проступком. Это объясняется тем, что истинный смысл заповедей до конца не постижим даже величайшими праведниками, и потому человек не вправе решать, соблюдать заповедь или нет, основываясь на своем ограниченном понимании.
Однако Хизкияу не отчаялся, он раскаялся в своем поступке и твердо решил жениться. Хизкияу обратился с молитвой к Творцу: «Молю Тебя, Господи, вспомни ныне, что я ходил пред Тобою верно и всем сердцем, и делал я то, что угодно Тебе» и горько заплакал. Творец услышал молитву Хизкияу и исцелил его.
Смерть Хизкияу
Хизкияу умер в 54 года.
Его похоронили вместе с его отцами на кладбище еврейских царей и после него на трон взошел его сын Менаше.
[1] Талмуд, Санедрин, 94б
[2] Там же.
[3] Там же 94а.
[4] Мальбим.