«И полюбил Яаков Йосеф больше, чем всех других своих сыновей, и сделал ему одежду из разноцветной шелковой материи».
Берешит, 37, 4
Почему Яаков любил именно Йосефа?
Одна из причин особой любви Яакова к Йосефу состояла в том, что, поскольку они во многом походили друг на друга, он видел в Йосефе свое продолжение. Дополнительная причина этой любви связана с тем, что Йосеф был прилежным учеником своего отца, и тот передал ему все законы, которые он учил в ешиве Шема и Эвера. Яакову хотелось как-то выделить своего любимого сына и прилежного ученика из всех остальных, поэтому он сделал ему из разноцветной шелковой материи особую одежду.
Не отдавать предпочтение кому-либо из детей
Этот поступок привел к тому, что братья стали завидовать Йосефу и в конце концов возненавидели его. В итоге — вся семья оказалась в Египте.
Из этого учат наши мудрецы (Шабат, 10 б):
Никогда не следует отдавать кому-либо из детей в семье предпочтение перед остальными, даже если это касается самых незначительных вещей.
И так пишет Рамбам (Законы наследства, 6, 13):
«Наши мудрецы заповедали человеку, чтобы он не делал различия между его детьми даже в чем-то незначительном, дабы это действие не пробудило конкуренцию среди них и зависть, как это произошло с Иосефом и его братьями».
Спустя 22 года, после того как Йосеф, занимающий в то время должность был заместителя фараона, открылся своим братьям, он дал им, кроме всего прочего, провизию на дорогу и смену одежды для каждого из братьев. Биньямину же Йосеф дал пять видов одежды.
Йосеф и Биньямин
Талмуд (Мегила 16а) спрашивает: почему Йосеф выделил одного из братьев, зная, что именно зависть братьев была причиной его продажи в рабство?
Отвечает Талмуд: Йосеф предвидел, что из колена Биньямина в будущем произойдет Мордехай, который предстанет перед царем Ахашверошем, облаченный в пять роскошных одежд. Об этом и намекнул Йосеф своему брату, дав ему пять различных нарядов.
Директор и учитель
Обратим внимание: Йосеф не был их отцом, он был их братом. Из вопроса и ответа Талмуда мы можем выучить, что выделять одного человека из других запрещено каждому, кто находится на социальной или духовной ступеньке выше. Так, директору не следует выделять одного работника из других, а учителю одного ученика из других.