Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Предмет, предназначенный для действий, которые запрещены в субботу (кли шэ-млахто ле-исур)

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

Общие данные о кли шэ-млахто ле-исур

Приведем основные правила перемещения предмета, предназначенного для действий, которые запрещены в субботу (кли шэ-млахто ле-исур). Такой предмет запрещено перемещать бесцельно (ле-ло цорэх клаль) и даже для того, чтобы переложить его в более сохранное место (мэ-хама ле-цель). Кли шэ-млахто ле-исур разрешено перемещать для того, чтобы с его помощью выполнять разрешенные в субботу действия (ле-цорэх гуфо), а также для того, чтобы освободить место, которое он занимает (ле-цорэх мэкомо).

Перемещение кли шэ-млахто ле-исур, чтобы с его помощью выполнять разрешенные в субботу действия (ле-цорэх гуфо)

Разберем законы перемещения кли шэ-млахто ле-исур в целях ле-цорэх гуфо. Предмет, предназначенный для действий, которые запрещены в субботу, разрешено использовать в субботу для того, чтобы с его помощью осуществлять действия, разрешенные в субботу. Так, например, разрешено воспользоваться швейной иглой для того, чтобы с ее помощью извлечь занозу. Аналогично этому, разрешено в субботу воспользоваться молотком, предметом, прямое предназначение которого забивать гвозди, чтобы с его помощью наколоть орехи. Или воспользоваться пассатижами, гаечным или разводным ключом, чтобы перекрыть воду, в случае, поломки крана, тогда как основное предназначение этих инструментов – осуществление ремонтных работ.

Кли шэ-млахто ле-исур разрешено перемещать даже в случае, когда есть только вероятность того, что им могут воспользоваться ле-цорэх гуфо, и вовсе нет уверенности, что к этому придется прибегнуть. Поэтому разрешено взять с собой кли шэ-млахто ле-исур в то место, где им предположительно могут воспользоваться.

В случае, когда нет подходящего предмета, определенного как кли шэ-млахто ле-этэр, воспользоваться кли шэ-млахто ле-исур в качестве игрушки для ребенка. Такое использование предмета так же считается ле-цорэх гуфо.

Дарить подарки в субботу разрешено только при соблюдении некоторых условий, о чем будет рассказано в специально посвященной этой теме главе. В случае соблюдении этих правил, а также при условии, что в качестве подарка не может быть избран кли шэ-млахто ле-этэр, разрешено в субботу подарить кли шэ-млахто ле-исур, ибо это расценивается, как его использование ле-цорэх гуфо.

Возвращение потери не считается использованием найденного предмета. Поэтому если в субботу нашли утерянный кем-либо предмет, принадлежащий к категории кли шэ-млахто ле-исур, его запрещено перемещать, чтобы вернуть хозяевам.

Любое использование кли шэ-млахто ле-исур разрешено ле-цорэх гуфо только в том случае, когда тоже самое действие невозможно выполнить с помощью кли шэ-млахто ле-этэр или в случае отсутствия кли шэ-млахто ле-этэр. Но если то или иное действие возможно сделать не хуже, пользуясь кли шэ-млахто ле-этэр, запрещено перемещать кли шэ-млахто ле-исур, даже ле-цорэх гуфо.

Разрешено передать кли шэ-млахто ле-исур тому, кто им собирается воспользоваться ле-цорэх гуфо. Подать такой предмет нееврею запрещено, несмотря на то, что какое-бы действие он этим предметом ни сделал бы, для него оно считается разрешенным.

Использование предмета для нужд животных считается ле-цорэх гуфо. Поэтому предметы, необходимые для действий по уходу за животными[1], разрешено перемещать и использовать, если эти действия с тем же эффектом невозможно осуществить с помощью кли шэ-млахто ле-этэр.

В случае если человек хочет переложить кли шэ-млахто ле-исур в другое место, он может воспользоваться этим предметом ле-цорэх гуфо[2], а после этого, не выпуская его из рук, положить в любое место. Так, например, если молоток, лежащий посреди комнаты, хотят убрать в более подходящее для него место, могут поколоть этим молотком орехи, а затем положить его на место. Но если в наличие имеется орехокол или другой предмет, определенный, как кли шэ-млахто ле-этэр, которым можно пощелкать орехи не хуже, чем молотком, перемещать молоток запрещено.

Перемещать кли шэ-млахто ле-исур разрешено ле-цорэх гуфо только когда собираются воспользоваться им в субботу. Если пользоваться предметом планируют уже после исхода субботы, его запрещено перемещать даже ле-цорэх гуфо.

Перемещать кли шэ-млахто ле-исур для того, чтобы с его помощью осуществлять действия, разрешенные в субботу, разрешено обычным способом, даже если есть возможность, это сделать измененным способом.

Перемещение кли шэ-млахто ле-исур, чтобы освободить место, которое он занимает (ле-цорэх мэкомо)

Кли шэ-млахто ле-исур разрешено перемещать для того, чтобы освободить место, которое он занимает (ле-цорэх мэкомо). Кли шэ-млахто ле-исур, который мешает проходу, разрешено устранить. Так, например, открытый выдвижной ящик стола или тумбы, заполненный предметами, определенными как кли шэ-млахто ле-исур, разрешено задвинуть, чтобы он не мешал сидеть за столом или чтобы была возможность свободного прохода вблизи с тумбой. Разрешено снять с подоконника кли шэ-млахто ле-исур, чтобы он не мешал закрывать или открывать окно.

Дверца духовки, как и сама духовка, является кли шэ-млахто ле-исур. Однако разрешено ее открывать, чтобы достать находящуюся в духовке еду или посуду, ибо это действие считается ле-цорэх мэкомо. Аналогично этому разрешено закрыть дверцу духовки, чтобы проходящие рядом с духовкой люди не получали о дверцу удары[3]. Просто так или даже для того, чтобы дверца не сломалась (мэ-хама ле-цель), ее запрещено перемещать.

Некоторые люди используют бак стиральной машины в качестве места хранения для грязного белья до того, как его ни постирают. В этом случае, дверцу стиральной машины разрешено закрыть, если она мешает проходу или открыть, когда хотят положить в нее вещи для хранения. В случае, когда в стиральной машине обычно не хранят вещи до стирки, ее статус кли шэ-млахто ле-исур, у которого нет разрешенных функций, и дверцу не перемещают. Аналогично следует поступать в отношении дверцы сушильной или посудомоечной машины. Если в сушильной машине оставляют высушенную одежду, а в посудомоечной хранят чистую посуду или ставят грязную, пока ее не соберется достаточное количество для мойки, их двери разрешено перемещать ле-цорэх мэкомоле-цорэх гуфо). Если закрывание или открывание дверцы сопряжено с включением или выключением электричества, в любом случае ее запрещено открывать или плотно закрывать.

Работающий вентилятор, разрешено поворачивать в субботу. Если он мешает и его разворачивают для того, чтобы он был направлен в другую сторону, это расценивается, как ле-цорэх мэкомо. А в случае, когда его хотят направить на себя, это считается ле-цорэх гуфо.

Телефон (сотовый или обычный), который по какой-то причине зазвонил в субботу, разрешено перенести в другую комнату или положить в шкаф. Такое перемещение считается ле-цорэх мэкомо, т.к. шум мешает нахождению в этом месте[4].

В случае, когда кли шэ-млахто ле-исур нарушает порядок в доме, мешает праздничной атмосфере, но в месте, которое он занимает, нет надобности, запрещено его убрать, это не считается ле-цорэх мэкомо. Однако если из-за этого стесняются пригласить гостей, разрешено убрать этот предмет. Ведь поскольку гости не могут прийти из-за этого предмета, получается, что он занимает место, в котором есть необходимость.

Перемещать кли шэ-млахто ле-исур для того, чтобы освободить место, которое он занимает, разрешено обычным способом, даже если есть возможность, сделать это, не прикасаясь к нему, например, приподнять стол с одной стороны, чтобы этот предмет упал.

Перемещение кли шэ-млахто ле-исур с целью спасти и сохранить его (мэ-хама ле-цель), перемещение кли шэ-млахто ле-исур вместе с разрешенными предметами (агав)

Кли шэ-млахто ле-исур, который находится в месте, где он может испортиться, потеряться или пропасть, запрещено перенести в более сохранное место, если это делают только для того, чтобы его сберечь (мэ-хама ле-цель). В случае большого ущерба, разрешено положить не него любую вещь, которую не запрещено перемещать в субботу, и, таким образом, убрать его в нужное место. Такой вид перемещения называется агав. Почему кли шэ-млахто ле-исур в такой ситуации вместе с другим предметом разрешено перемещать, а без другого предмета – запрещено? Дело в том, что, когда кли шэ-млахто ле-исур перемещают вместе с разрешенным предметом, считается, что в основном перемещают разрешенный предмет, а кли шэ-млахто ле-исур захватили как бы, между прочим, заодно с разрешенным. В случае, когда ущерб не особо значителен, запрещено перемещать кли шэ-млахто ле-исур даже с помощью способа агав.

Если человек предполагает, что этот предмет пригодится ему в течение субботы ле-цорэх гуфо, он может взять его с собой в другое место, для того, чтобы он был под рукой, когда он ему понадобится, даже если он это делает в основном ради сохранности предмета.

Еще одна возможность перенести кли шэ-млахто ле-исур, чтобы его уберечь от порчи (мэ-хама ле-цель) – попросить об этом нееврея. Причем просьба может прозвучать впрямую.

Какие предметы считаются кли шэ-млахто ле-исур

К категории кли шэ-млахто ле-исур принадлежат предметы, основное предназначение которых, совершение действий, запрещенных в субботу Торой или постановлением мудрецов, даже если запрет был вызван тем, что действие, совершаемое этим предметом, только выглядит как нарушение. Так, например, в субботу запрещено вывесить сушиться белье из-за опасения, что тот, кто это увидит, подумает, что его стирали в субботу и решит, что это разрешено. А тот, кто знает, что стирка запрещена, может заподозрить людей, развешивающих это белье, в том, что они его постирали в субботу. Прищепки, которыми пользуются для вывешивания белья, что запрещено из-за того, что это выглядит, как нарушение, являются кли шэ-млахто ле-исур.

Предметы, предназначенные для действий, которые согласно букве закона, не запрещены в субботу, но их не совершают в качестве устрожения, не считаются кли шэ-млахто ле-исур.

К категории кли шэ-млахто ле-исур относятся только предметы, специально созданные для использования человека, которые определены как кли. Заготовки, сырье и некоторые другие вещи не считаются кли. Так, например, полено, предназначенное для топки печи, не является кли и его запрещено перемещать в субботу даже ле-цорэх гуфо или ле-цорэх мэкомо. Мыло, стиральный порошок, различные виды топлива (как, например, бензин, керосин, нефть), крем для обуви и некоторые другие вещества, согласно мнению многих законоучителей, не считаются кли. Хотя существуют авторитетные мнения, согласно которым, данные потребительские продукты считаются кли, т.к. они созданы человеком и полностью подготовлены к использованию. В этом вопросе следует придерживаться более строгого мнения. Облегчающая точка зрения приведена здесь для того, чтобы продемонстрировать, насколько иногда непросто определить, является ли тот или иной предмет кли. Мнения законоучители прошлых поколений также иногда расходились, когда речь шла о причислении того или иного предмета к разряду кли. Так, например, между мудрецами Торы прошлого поколения возник спор о том, считается ли восковая свеча кли[5].

Щеткой для одежды в субботу по определенным причинам не пользуются, поэтому она считается кли шэ-млахто ле-исур. Пользование расческой часто способствует вырыванию волос, что запрещено в субботу, поэтому ее статус кли шэ-млахто ле-исур.

Пользование зонтом в субботу запрещено, поэтому он является кли шэ-млахто ле-исур. Тот же статус имеют: велосипед, зубная щетка, книга рецептов, спички, приспособление для чистки овощей, половая тряпка, швабра, ведро, которое предназначено для мытья полов, ванночка для купания младенцев, таз для стирки, мочалка, которой моют посуду в будние дни, и та, которая предназначена для мытья тела, телефонный справочник, гвозди. Для тех, кто поступает согласно мнению, по которому разрешено открывать консервы в субботу, нож для открывания консервных банок считается кли шэ-млахто ле-этэр. Для тех, кто следует более строгому мнению (запрещающему открывание консервных банок в субботу), консервный нож считается кли шэ-млахто ле-исур.

Электроприборы, предназначенные для действий, разрешенных в субботу, как, например, вентилятор или настольная лампа, считаются кли шэ-млахто ле-исур. Ведь для того, чтобы они заработали, необходимо совершить действие, которое запрещено в субботу, т.е. подключить их к току. Поэтому перемещать их бесцельно (ле-ло цорэх клаль) или чтобы убрать в более сохранное место (мэ-хама ле-цель) – запрещено. Повернуть вентилятор, чтобы он был направлен в сторону, где нужен ветер – разрешено, поскольку такое перемещение считается ле-цорэх гуфо. Отвернуть его, когда он мешает, в другую сторону тоже разрешено, ибо это считается ле-цорэх мэкомо.

Следует заметить, что включенный бытовой электроприбор со встроенным нагревателем или спиралью накаливания, которые считаются огнем, запрещено перемещать вообще. Т.к. он считается подставкой под мукцэ (огонь) и его статус – мукцэ махмат гуфо. Примеры таких приборов: электрочайник, электросамовар, субботняя электрическая плата, обогреватель. Если прибор не подсоединен к току в субботу, то в случае, когда им иногда пользуются и для действий, которые в субботу разрешены, его статус кли шэ-млахто ле-исур. Если ему нет разрешенного в субботу применения, то его статус более строгий – кли шэ-млахто ле-исур, которым не пользуются для разрешенных в субботу действий, и о правилах, связанных с таким типом мукцэ будет рассказано ниже.

Лампы и лампочки – как те, которые подключены к электричеству, так и те, которые не подключены, как с нитью накаливания, так и лампы дневного освещения (флуоресцентные лампы) – запрещено перемещать вообще.

Кли шэ-млахто ле-исур, которым не пользуются для разрешенных в субботу действий

В отношении предметов, которые предназначены исключительно для действий, которые запрещены в субботу и ими не пользуются для разрешенных в субботу целей, существует спор мудрецов Торы. Согласно одному мнению, статус таких предметов, как кли шэ-млахто ле-исур, и их разрешено перемещать ле-цорэх гуфо и ле-цорэх мэкомо. Другие считают, что поскольку их не используют для разрешенных в субботу действий, их запрещено в субботу перемещать вообще. Изначально следует поступать согласно более строгому мнению, а в случае большой необходимости, можно положиться на мнение тех, кто разрешает их перемещать ле-цорэх гуфо и ле-цорэх мэкомо. Под использованием для разрешенных в субботу действий, благодаря которым разрешено перемещать кли шэ-млахто ле-исур ле-цорэх гуфо и ле-цорэх мэкомо, подразумевается любое предназначение, для которого хотя-бы изредка этот предмет используют.

Весы и влажные салфетки считаются кли шэ-млахто ле-исур, у которых нет разрешенного применения, и их не следует перемещать вообще.

Предметы, которые в равной мере предназначены для разрешенных и запрещенных в субботу действий

Предмет, основное предназначение которого совершение действий, запрещенных в субботу (например, швейная игла, предназначение которой – шитье), считается кли шэ-млахто ле-исур, даже если его иногда используют для разрешенных действий (в случае с иглой – извлечение занозы). Но если предмет в равной степени создан как для действий, запрещенных в субботу, так и для тех, которые в субботу разрешены, его статус такой же, как и у предмета, основное предназначение которого, связано с совершением разрешенных в субботу действий (кли шэ-млахто ле-этэр). Предмет, основное использование которого, для разрешенных в субботу действий, тем более является кли шэ-млахто ле-этэр, даже если им иногда пользуются для совершения запрещенных в субботу действий.

Наручные часы со встроенным в них калькулятором считаются кли шэ-млахто ле-этэр, т.к. их основное предназначение показывать время.

Основное предназначение любого телефона – стационарного, переносного (беспроводного), сотового – обеспечение связи между адресатами, что связанно с совершением запрещенных в субботу действий. Поэтому, несмотря на то, что среди функций этого аппарата есть и разрешенные в субботу, такие как календарь, часы или будильник, он считается кли шэ-млахто ле-исур. Многие законоучители считают, что пользование телефонами и компьютерами в субботу вообще запрещено и, соответственно, нет разрешения их перемещать.

Раскладной нож с набором различных приспособлений, среди которых есть открывалки для бутылок и консервных банок, пилочки и щипчики для маникюра и т.п., иногда имеет статус кли шэ-млахто ле-этэр, а иногда кли шэ-млахто ле-исур. От чего это зависит? Если большинство входящих в него частей предназначено для разрешенных в субботу действий: нарезания продуктов и открывания бутылок, он считается кли шэ-млахто ле-этэр. Такой нож разрешено перемещать для любых целей, не держа его при этом за запрещенную часть. В случае, когда большинство функций ножа связаны с совершением запрещенных в субботу действий: ножницы, пилка, пинцет, щипчики для ухода за ногтями и пр., он считается кли шэ-млахто ле-исур.

Новые предметы

Новый предмет, который возможно использовать как для разрешенных, так и для запрещенных в субботу действий, пока им не воспользовались хотя бы один раз, не приобретает статус кли шэ-млахто ле-исур, и его разрешено перемещать для любых целей. Пример: маленькие стеклянные стаканчики, которые можно использовать в качестве рюмок для ликера, а можно – для зажигания масленых свечей. Пока ими не воспользовались для зажигания свечей, даже если их приобретали именно для этого, они считаются кли шэ-млахто ле-этэр.

Предмет, который навсегда определили только для разрешенных в субботу действий

Предмет, предназначенный для запрещенных в субботу действий, который навсегда определили только для разрешенных, приобретает статус кли шэ-млахто ле-этэр и его разрешено перемещать для каких угодно целей.

Правила перемещения кли шэ-млахто ле-исур, если он уже находится в руках

Кли шэ-млахто ле-исур, который взяли в руки, когда это было разрешено, не обязаны выпустить из рук сразу же после того, как им воспользовались ле-цорэх гуфо или вынесли из зоны занимаемого им места ле-цорэх мэкомо. Согласно закону, пока этот предмет не выпустят из рук, его разрешено отнести в любое место. Кли шэ-млахто ле-исур который взяли в руки, нарушив законы мукцэ (например, по ошибке), согласно некоторым мнениям необходимо оставить сразу же, как только об этом вспомнили. Другие считают, что и в этом случае его разрешено перенести, в какое угодно место.

Футляры, предназначенные для хранения мукцэ

Футляры, коробки, ящики, специально предназначенные для хранения предметов, перемещение и пользование которыми ограниченно законами о мукцэ, являются кли шэ-млахто ле-исур, даже если тот предмет, который в них хранят, вынули из них до субботы. Все то время, пока мукцэ находится в футляре, правила перемещения футляра идентичны правилам перемещения находящегося в них предмета-мукцэ. Так, например, футляры для хранения переносного компьютера, сотового телефона или калькулятора, пока они пусты, разрешено перемещать ле-цорэх гуфо и ле-цорэх мэкомо. Если же в них находятся предметы, для хранения которых они предназначены, в течение субботы запрещено ими пользоваться и их перемещать. Аналогично этому, пустой кошелек разрешено перемещать ле-цорэх гуфо и ле-цорэх мэкомо. Но если в нем лежат деньги, его запрещено перемещать.

Тфилин

Тфилин являются знаком союза между Всевышним и еврейским народом. Исполнение законов субботы также является знаком этого союза и нет необходимости в дополнительном знаке, поэтому в субботу тфилин не накладывают. Согласно некоторым мнениям, этого обстоятельства достаточно, чтобы тфилин считались кли шэ-млахто ле-исур. Другие законоучители полагают, что их статус кли шэ-млахто ле-этэр. В любом случае, если тфилин упали на пол или они находятся в неподобающем их святости месте, разрешено их поднять и переложить в достойное место.

Если перед субботой забыли вынуть талит из чехла, в котором находятся тфилин, то разрешено переместить тфилин, чтобы вынуть талит. Это расценивается как перемещение ле-цорэх мэкомо и разрешено, даже если занять точку зрения тех, кто считает, что тфилин являются кли шэ-млахто ле-исур. Если предположить, что тфилин являются кли шэ-млахто ле-исур, их чехлы и футляры так же имеют статус кли шэ-млахто ле-исур, и их разрешено перемещать только ле-цорэх гуфо и ле-цорэх мэкомо, даже когда в них не находятся тфилин.

Кастрюли, противни, чайники

Пока в кастрюле или в противне находится пища, а в чайнике находится пригодная для употребления вода, их разрешено перемещать, т.к. ясно, что это делают для того, чтобы воспользоваться едой или водой. Когда речь идет о пустых кастрюлях, сковородах, противнях или чайниках, которыми пользуются для готовки, что запрещено в субботу, их статус кли шэ-млахто ле-исур, и их разрешено перемещать только ле-цорэх гуфо и ле-цорэх мэкомо.

В отношении кастрюль, которыми пользуются для хранения пищи, иногда даже той, которая в них не готовилась, существует спор законоучителей, считаются ли они кли шэ-млахто ле-исур или кли шэ-млахто ле-этэр. Без особой необходимости, следует следовать более строгой точке зрения, и относиться к таким кастрюлям, как к кли шэ-млахто ле-исур, перемещая их не иначе, как ле-цорэх гуфо и ле-цорэх мэкомо.

Крышка кастрюли, сковороды или чайника, имеет тот же статус, что и предмет, который ею накрывают.

Электросамовар и основу для съемного электрочайника, если они подключены к току, запрещено перемещать в любом случае.

Тексты и печатные издания

Согласно специальному постановлению мудрецов, существуют некоторые ограничения, связанные с чтением определенных текстов в субботу. Данное постановление, помимо прочего, распространяется также и на различные рекламные листовки, буклеты и прочее и их статус, соответственно, кли шэ-млахто ле-исур. При большой необходимости, когда ничего другого под рукой нет, их разрешено подстелить, когда хотят встать на стул, чтобы достать что-либо сверху.

Письма, которые разрешено читать в субботу, считаются кли шэ-млахто ле-этэр. Те письма, которые уже успели прочитать, и в них нет полезной для субботы информации, как правило, запрещено читать в субботу, и их статус кли шэ-млахто ле-исур. Особо ценные письма иногда могут иметь статус мукцэ махмат хисарон кис. Те письма, которые собираются выбросить и которые наверняка не понадобятся – мукцэ махмат гуфо.

Газеты, содержащие материалы, которые разрешено перемещать в субботу.

Печатные издания с просьбами о пожертвованиях разрешено читать в субботу, и они не считаются мукцэ.

Тексты, предназначенные для правки и редакции, запрещено читать в субботу, из-за опасения, что, забыв о субботе, в них могут внести изменения – дописать или вычеркнуть, с целью исправления ошибки или редакции текста. Такие тексты определены как кли шэ-млахто ле-исур. Пользоваться ими, исключительно в качестве источника информации, разрешено. Для данной цели разрешено их перемещать.

Календарь, даже такой, в который в будние дни иногда вносят пометки, считается кли шэ-млахто ле-этэр. Однако рабочие дневники, которые в основном предназначены для записей, являются кли шэ-млахто ле-исур.

Игры и детские игрушки

В «Шулхан Арухе» приведен запрет играть в субботу мячом, т.к. он считается мукцэ махмат гуфо. Комментаторы «Шулхан Аруха» объясняют, что речь идет о комке прессованной листвы или о шарообразном камне, а мячи и другие игрушки, которые специально изготовлены для игры, не являются мукцэ. Их разрешено перемещать для любых целей и тем более для игры.

Некоторыми игрушками пользоваться запрещено и, соответственно, перемещать их следует исходя из правил о мукцэ. Игрушки, которые специально сделаны для того, чтобы с их помощью издавать звуки являются кли шэ-млахто ле-исур и перемещать их разрешено только ле-цорэх гуфо и ле-цорэх мэкомо. Они не считаются кли шэ-млахто ле-исур, у которого нет разрешенного в субботу применения (отношение к которому более строгое), т.к. дети могут ими играть, не извлекая звуков. Если ребенку нужна погремушка или другой предмет, издающий немузыкальные звуки, взрослому разрешено его передать ребенку. Сделать это следует, не извлекая звуков. Игрушки, основное предназначение которых не для извлечения звуков, несмотря на то, что они могут издавать звучание, считаются кли шэ-млахто ле-этэр.

В отношении различных видов пазэлей и конструкторов, правило таково: та игра, которая разрешена в субботу, считается кли шэ-млахто ле-этэр; та, которая запрещена – кли шэ-млахто ле-исур. В случае, когда игрой в субботу не пользуются только в качестве устрожения, но не считают, что она однозначно запрещена, ее статус – кли шэ-млахто ле-этэр.

Игры, основное использование которых предусматривает создание изображений или букв, а также те, которые работают от электроэнергии, принадлежат к категории кли шэ-млахто ле-исур.

Принципы, изложенные в отношении игрушек, весьма обобщенные. Поскольку игра для ребенка является важной частью жизни, как в плане удовольствия, так и с точки зрения его развития, было бы верно не запрещать всякий раз из-за неведения, а в каждом конкретном случае выяснить у раввина как следует поступать.

Медицинский инвентарь

Разрешено ли в субботу лечиться, зависит от ряда условий. Статус медицинского инвентаря зависит от того, разрешено ли лечение, которое с помощью него совершают. Предметы, основное предназначение которых спасение жизни[6], считаются кли шэ-млахто ле-этэр. Это верно, как в отношении предметов, которыми пользуются для лечения, так и в отношении предметов, с помощью которых осуществляют различные проверки. Даже такие предметы, как ножницы, линейка или ручка, используемые в быту, как правило, для запрещенных в субботу целей, и которые обычно считаются кли шэ-млахто ле-исур, если их определили исключительно для случаев, когда грозит опасность для жизни, являются кли шэ-млахто ле-этэр.

Ртутный термометр определен как кли шэ-млахто ле-этэр[7] и его разрешено перемещать для любых целей. Среди медицинских термометров есть такие, пользование которым связано с запрещенными в субботу действиями, как, например, электронный или тот, который изменяет цвет или демонстрирует цифры. Такими термометрами разрешено пользоваться только в случае опасности для жизни[8]. В других случаях пользование такими термометрами запрещено и, соответственно, перемещать их следует в соответствии с законами о мукцэ.

Если в доме находится опасный больной, которому может в субботу понадобится ингалятор, то в таком случае, ингалятор считается разрешенным предметом, как и любой другой предмет, предназначенный для спасения жизни. В случае, когда речь не идет об опасных больных, электрический ингалятор определен как кли шэ-млахто ле-исур, у которого нет разрешенных в субботу функций.

Включенный электроприбор для увлажнения воздуха, считается кли шэ-млахто ле-исур. Если он отключен от источника питания, его статус – кли шэ-млахто ле-исур, у которого нет разрешенного в субботу применения. Если говорится о спасении жизни, этот аппарат разрешен.

Оружие

В месте, где могут возникнуть ситуации риска для жизни, оружие, которым пользуются для предотвращения опасности, имеет статус кли шэ-млахто ле-этэр.

Когда оружием пользуются только для отпугивания, согласно мнению некоторых законоучителей, его статус так же кли шэ-млахто ле-этэр. Другие считают, что в таком случае оружие считается кли шэ-млахто ле-исур.

Когда в оружии нет надобности даже для отпугивания, оно считается мукцэ махмат хисарон кис, т.к. им пользуются только по назначению, а все остальное время бережно хранят.


[1] В случае, когда эти действия не ограничены остальными законами субботы.

[2] При условии, что это действие невозможно осуществить с помощью кли шэ-млахто ле-этэр.

[3] Закрыть дверцу духовки, чтобы находящаяся в духовке еда не засыхала или чтобы предотвратить попадание на еду насекомых, также разрешено, ибо в этом случае кли шэ-млахто ле-исур перемещают ле-цорэх гуфо.

[4] Заметим, что пользование различными видами телефонов и компьютеров запрещено в субботу, даже если они оснащены разрешенными функциями: будильник, часы, календарь.

[5] Во времена Талмуда в качестве свечи использовали глиняный сосуд, в который наливали масло и вставляли фитиль, и о восковых свечах в Талмуде не говорится.

[6] В случае даже небольшой вероятности угрозы для жизни человека, не только разрешено, но даже существует великая заповедь совершать в субботу любые действия ради его спасения, включая и те, которые в обычной ситуации запрещены в субботу Торой.

[7] Измерение в субботу разрешено только ради заповеди. Поскольку забота о здоровье является важной заповедью, медицинский термометр, пользование которым не сопряжено с нарушением законов субботы, считается кли шэ-млахто ле-этэр.

[8] Если невозможно столь же эффективно измерить температуру с помощью ртутного термометра.

Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому