Моя работа связана с поездками по всему миру в еврейские общины, и одним из главных ее достоинств я считаю встречи с разными интересными людьми.
Несколько недель назад в Сиэтле мне представилась возможность поговорить с Михаэлем Медведем, ведущим телепрограммы «Шоу Михаэля Медведя», которую ежедневно смотрит четыре миллиона человек.
Михаэль не всегда соблюдал Шабат. Его путь к соблюдению был непростым, но тот случай, о котором он мне рассказал, безусловно, вдохновил его.
Еще в детстве Михаэль заинтересовался политикой, разговоры о которой часто велись за столом в семье Медведь. Он всегда мечтал стать писателем, но мало написать книгу, надо ее еще опубликовать, а это оказалось не так просто, как он поначалу думал.
– Чтобы стать известным автором в светском мире, – рассказал он мне, – недостаточно просто опубликовать книгу. Пятьдесят тысяч книг ежегодно выходят в свет. Каждый автор борется с 49 999 другими за внимание читателя. Чтобы участвовать в этих гонках, надо давать интервью на телевидении и радио – в общем, выйти из собственной раковины на информационный простор.
После долгих усилий литературный агент Михаэля наконец смог организовать интервью о его книге в одной из телепрограмм. Но когда Михаэль посмотрел в свой календарь, то обнаружил, что дата интервью совпадает со вторым днем праздника Песах.
К тому времени Михаэль Медведь уже вернулся к еврейской религии – стал бааль тшува. Однако Пасхальный Седер и два праздничных дня все же были для него новым опытом. А тут ему предлагали такой шанс! Интервью покажут всей стране, и это принесет его книге бо́льшую известность, чем он когда-либо мог предполагать. Это с одной стороны. А с другой стороны – Песах!
Михаэль сомневался, но все же позвонил продюсеру программы, извинился и объяснил, что не может прийти на интервью из-за праздника Песах.
– Песах? – спросил продюсер, удивленно. – В моем календаре написано, что Песах за день до этого.
– Да, это первый день Песаха. Но праздничные дни продолжаются два дня[1].
Продюсер страдальчески вздохнул.
– Хорошо, мы попробуем найти новую дату…
Он перезвонил на следующий день, но облегчение, которое ощутил Михаэль, было непродолжительным.
– Отличные новости! Мы нашли для вас другое время. Через неделю после первоначальной даты вам подходит?
– Ээ… Прошу прощения, – ответил Михаэль, – но и этот день – праздник.
– Послушайте, – сердито сказал продюсер, – Нельзя быть таким переборчивым! Если вам не нужно это интервью, у нас есть масса людей, которые отдали бы все, чтобы появиться в нашей программе. Никто вас не заставляет, вы никому ничем не обязаны.
Михаэль поспешно объяснил, что он очень хотел оказаться на этом интервью и сожалеет, что первые две даты не подошли. Наконец, встречу назначили на Холь а-моэд Песах, и он повесил трубку в надежде, что из-за своей несговорчивости не упустил шанс, который выпадает раз в жизни.
В один из дней Холь а-моэд Михаэль Медведь появился на телевидении. Он обсудил с ведущим не только свою книгу, но и положение в стране, и другие вопросы. В целом, интервью прошло гладко, и он чувствовал, что все получилось. Оставалось лишь надеяться, что он не испортил отношения с продюсерами шоу.
Вскоре Михаэль узнал, насколько успешным стало его интервью. Через несколько недель ему позвонили с незнакомого номера телефона. На линии был один из продюсеров PBS, одной из крупнейших американских некоммерческих служб телевизионного вещания.
– Я говорю с Михаэлем Медведем?
– Да, – ответил Михаэль, гадая о цели звонка.
Продюсер сразу перешел к делу.
– Я видел ваше интервью на той программе. Вы очень талантливы. Нам бы пригодился такой человек, который умеет преподносить информацию и поддерживать беседу. Вы бы хотели стать ведущим одной из наших программ?
Михаэль был поражен. PBS – одна из крупнейших информационных служб в стране. В самых заоблачных мечтах он не мог представить, что ему могут предложить эту работу. Он даже никогда не пытался туда поступить.
Чем же он заслужил это приглашение?
– Вы говорите, что Вы видели мое интервью, – сказал Михаэль. – Вы всегда смотрите эту программу?
– Обычно нет, – ответил продюсер, – но в тот день я пришел домой пораньше, включил телевизор – и там были вы. Мне понравилось то, что я увидел.
– Если бы я поддался давлению и пошел на интервью во второй день праздника, – сказал мне Михаэль Медведь, – тот человек из компании PBS никогда бы не увидел меня, и я потерял бы самый большой шанс в своей карьере.
Михаэль выстоял в испытании, и оно обернулось подарком.
Рассказ был опубликован в журнале «Ами» 6 июня 2018 года.
[1] Праздник Песах продолжается семь (восемь) дней, из них первый день в Израиле и два первых дня вне Израиля, имеют статус Йом Тов. Остальные дни праздника, за исключением последнего дня, имеют статус Холь а-моэд (будни праздника). В эти дни разрешается многое из того, что запрещено в Шабат и Йом Тов.