«Пурим» происходит от слова «пур» — ,,״פור — жребий. Аман бросил жребий, чтобы установить, в каком месяце осуществить свой замысел полного истребления еврейского народа. Б-г в своей великой милости обратил день запланированной кровавой резни в праздник. Поэтому в день спасения 14-го адара устраивают пир и веселье.
Чтение «Мегилат Эстер»
В Мегилат Эстер (свиток «Эстер») описывается история гонений Амана на евреев и спасение нашего народа.
Чтение свитка является восхвалением Всевышнего за Его милость к евреям.
Читают Мегилат Эстер дважды: вечером, с наступлением Пурима, и назавтра утром. Он должен быть написан на пергаменте.
Женщины также обязаны слушать Мегилат Эстер, несмотря на то, что эта заповедь связана с определенным временем. Поскольку замысел Амана истребить всех евреев включал и женщин, чудо избавления относилось и к ним.
Слушают от начала до конца, не пропуская ни одного слова. Если кто-то не расслышал нескольких слов, когда читали кашерный свиток, он должен немедленно восполнить пропущенное по имеющейся у него книге или сказать наизусть и догнать читающего свиток.
Нельзя разговаривать во время чтения.
Читающий Мегилу, как днем, так и ночью, произносит перед чтением три благословения: «…давший нам повеление о чтении Свитка», «Который сделал чудеса отцам нашим…» и Благословение времени. После чтения следует сложить всю Мегилу, положить ее перед собой и произнести благословение: «…Который заступился за нас…».
Евреи восточных общин говорят Благословение времени перед чтением свитка только вечером, не повторяя на следующий день.
После чтения произносят молитвы «шошанат Яков» и «ашер эни», как написано в сидурах.
Евреи восточных общин произносят другие молитвы.
Благословляя время днем перед чтением мегилы. следует иметь в виду, что это благословение относится ко всем остальным заповедям Пурима: к мишлоах манот — пересылке блюд с угощениями, его праздничной трапезе и т.д. Евреи восточных общин должны иметь в виду все заповеди Пурима, произнося благословение времени вечером.
Когда читают мегилу с миньяном, по окончании произносят благословение «арав эт ривену», как написано в сидуре.
Принято, что во время чтения мегилу держат не в свернутом виде, а разворачивают и складывают лист на лист, как послание. Слушающие не обязаны разворачивать ее таким образом.
В молитве шмоне эсре в благословении «модим» и в биркат амазон в благословении «ноде» добавляют отрывок «аль анисим».
В утренней молитве перед «Мегилат Эстер» читают в Торе главу про Амалека, так как Аман происходил из народа Амалек.
После чтения мегилы говорят «и Ты свят».
Блюда с угощениями
В Пурим мицва посылать друг другу блюда с угощениями, чтобы увеличить веселье праздника и укрепить дружеские связи. Это называется мишлоах манот. Посылают по крайней мере по два уже приготовленных вида пищи хотя бы одному человеку. Можно послать напитки, годные к немедленному употреблению.
Пожертвования бедным
Еще одной мицвой Пурима является пожертвование бедным — «матанот лаэвъеним«. Надо дать по крайней мере двум бедным хотя бы по одному подарку деньгами или едой.
Рамбам пишет: «Лучше дать больше подарков бедным, чем устраивать обильные трапезы и рассылать многочисленные угощения друзьям, ведь истинное веселье — радовать сердце бедных, вдов, сирот и принявших еврейскую веру
Женщины также обязаны посылать угощение и давать подарки бедным. Мужчины посылают угощение мужчинам, а женщины — женщинам.
Эти заповеди исполняются в дневные часы праздника. Там, где нет бедных, можно в Пурим отложить для них деньги с тем. чтобы при возможности передать эти пожертвования.
Трапеза в Пурим
В дневные часы Пурима устраивают большой праздничный обед. Принято начинать его после минхи, однако таким образом, чтобы большая часть трапезы прошла до захода солнца. Даже когда трапеза затянулась до вечера, говорят в биркат амазон «аль анисим».
Во время трапезы пьют вино в большем, чем обычно, количестве.
Перед трапезой хорошо некоторое время отвести изучению Торы. Наши мудрецы объясняют сказанное в «Мегилат Эстер»: «Евреям был свет, и радость, и веселье, и почет»: «Свет — это Тора».
Шушан Пурим
В городах, которые были окружены стеной во времена Йеошуа бин-Нун, Пурим празднуют 15-го адара, как было это в городе Шушан, где евреи перестали убивать своих врагов и начали пир и веселье на день позже, чем в остальных местах.
Все заповеди Пурима, исполняемые везде 14-го адара, в Иерусалиме исполняются 15-го адара — в Шушан Пурим.
Если 15-го адара пришлось на субботу, то мицвот Пурима разделяются на три дня: 14-е, 15-е и 16-е адара, и это называется «Тройной Пурим» («Пурим мешулаш«).
В пятницу (14-го адара) читают «Мегилат Эстер» и дают пожертвования бедным. В субботу (15-го адара) произносят «аль анисим» в молитве и выносят два свитка Торы: в первом — читают недельную главу, а во втором про амалека. В воскресенье (16-го адара) — устраивают трапезу и посылают угощения.
Тот, кто переезжает в Пурим из города, который не был окружен стеной во время Йеошуа бин-Нун, в Иерусалим, например, или наоборот, должен спросить раввина, как поступить в отношении заповедей Пурима, так как этот закон имеет много деталей.
В городах, которые не были окружены стеной во времена Йеошуа бин-Нун, 15-го адара не произносят таханун, и не говорят ламенацеах перед. Принято устраивать более обильную трапезу и веселиться, но не говорят аль анисим, а также не исполняют в этот день и другие заповеди Пурима.