«Встань, иди с ними» (Балак, 22:20)
В мидраше на главу «Шмини приводится рассказ.
У одного пьяницы было такое сильное пристрастие к вину, что он продавал свои вещи, чтобы купить вино. Его дети очень злились на него – они опасались, что он оставит их совсем без наследства… Сыновья, обычно, любят своих отцов, но себя любят больше. Увидев, что не с кем говорить, что папа продает себя и свое имущество из-за вина, они поняли, что ничего не могут сделать. Однажды, когда он спал, взяли они его кровать и отнесли на кладбище. «Пусть остается там». Сделали они так еще по одной причине – если увидит кладбище, может, обдумает свое печальное положение, «вспомнит день смерти».
Но ему было все равно, кладбище – не кладбище, главное стакан вина.
На следующее утро приехали в пригород торговцы тканями, едой и напитками. Они повезли свой товар в город. До того, как они въехали в город, вышли им навстречу несколько жителей города и предупредили, что солдаты из налоговой инспекции ходят по городу. Если они обнаружат незаконный товар, конфискуют его в пользу царя. Испугались торговцы, так как был у них незаконный товар. Куда им бежать, куда идти? Решили торговцы спрятать свой товар на кладбище, пока не представится возможность забрать его. А у одного из торговцев была большая бочка вина, и от испуга он поспешил поставить ее на кладбище. Случайно, около кровати того старика-пьяницы.
Старик проснулся, поднял голову и увидел большую бочку вина с большим краном. Он снова лег в свою кровать, открыл кран, открыл рот, и вино лилось ему прямо в рот. Попил он и заснул. Проснулся. Попил еще и опять заснул. Удовольствие!
Прошло три дня, а торговец еще не пришел забрать бочку. Тем временем дети того пьяницы сказали: «Пойдем, поглядим, что с папой». Они пришли на кладбище, подошли к кровати и увидели, что отец лежит, а кран от винной бочки находится прямо над его ртом… Сказали ему: «Папа, Б-г совершенно оставил тебя, теперь мы понимаем, что с Небес помогают тебе исполнять твое желание, и если это так, то и мы не будем удерживать тебя». Сразу же они решили установить очередь, и каждый день кто-нибудь из детей покупал вино и приносил ему. Так он получал вино, не теряя имущества при уважении детей.
И задается вопрос: неужели мудрецы рассказывают нам просто истории?
Нет, они приводят нам пример, до чего может дойти «по пути, которому хочет идти человек, ведут его». Хочешь вина – возьми, хочешь спирт – возьми, сколько хочешь. Верно, что когда дают ему, то иногда пытаются пробудить его, посылают с Небес знаки. «Красный» знак, как на светофоре: «остановись», куда ты идешь? Что с тобой? Сигналят ему в надежде: может быть, подумает, что не стоит продолжать пить вино и наслаждаться другими удовольствиями, но если он не понимает, продолжают «вести его», да, да, дают ему по желанию сердца еще вина.
Это было и с Биламом. «По пути, которому хочет идти человек, ведут его».
Билам обращался к Святому, благословен Он, говорил со Святым, благословен Он, и все для чего? – Чтобы убить евреев. Владыка мира, дай мне пророчество и святой дух, чтобы заработать деньги. Пообещай мне много денег. Мы думаем, что такой довод был только у Билама, но говорит Магид из Дубны, что наши мудрецы открывают нам, что «нет такого человека, у которого не было бы своего часа», каждый человек получает с Небес помощь, и если он использует ее как подобает, счастлива его доля, но если он использует свою удачу для глупостей, то теряет. Не будьте, как Билам, — говорит Магид из Дубны.
В нашем поколении с одной стороны есть беды и страдания, а с другой стороны существует большая помощь с Небес, много особых возможностей – это поколение знания. Это подарок от Святого, благословен Он. Поэтому надо знать, что Ашем не дает бесплатных подарков, и кто знает, сколько востребуют с нас за то, что использовали свой мозг и свои таланты для глупостей, для пустого времяпрепровождения.