Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Самая известная еврейка в средневековой Англии

Почему в Великобритании вдруг решили установить памятник Ликориции Винчестерской?


10 февраля 2022 года в Великобритании, в городе Винчестер, был установлен новый памятник, автором которого стал известный британский скульптор Ян Ренк-Бродли (он же автор памятника принцессе Диане к ее 60-летию, установленного в саду около Кенсингтонского дворца). Событие произошло при участии группы выдающихся религиозных деятелей, собравшихся, чтобы почтить память уважаемой еврейки, жившей в средние века. На открытии монумента планировал присутствовать даже принц Чарльз, но в последний момент он получил положительный результат теста на Covid-19. Тогда он опубликовал сообщение, в котором написал, что буквально «в отчаянии от разочарования», поскольку пропустит столь важное событие.

В 1200-е годы Ликориция Винчестерская была одной из самых богатых и выдающихся женщин во всей Англии. После смерти мужа она стала известнейшей ростовщицей, общалась с монаршей семьей, занимая почетное место при дворе короля Генриха III. Она ссужала деньгами королевскую чету, их двор, многих деловых людей и, конечно же, еврейскую общину. А когда она погибла, эта скорбная весть распространилась далеко за пределы Великобритании.

Евреи в средневековой Англии

О молодости Ликориции известно мало. Она родилась в начале 1200-х годов и вышла замуж за человека по имени Авраам бен Ицхак. Судя по имеющимся данным, он родился в Кенте и переехал в Винчестер, где была небольшая еврейская община. Там у него с Ликорицией появились на свет трое сыновей: Ицхак (его английское имя было Кокерель), Барух (Бенедикт) и Лумбард, а также дочь по имени Белия.

В 1200-е годы евреи жили в Англии под личной защитой короля, а потому считались частной «собственностью» монарха. Им было запрещено заниматься большинством популярных тогда профессий, владеть землей. Обстоятельства фактически принуждали евреев работать ростовщиками, часто от имени короля. А когда английский еврей умирал, его собственность и активы передавались не в наследство его детям, но все целиком отходило короне.

Новая статуя Ликориции Винчестерской

Начиная с 1194 года король Ричард I ограничил для евреев возможность вести бизнес по стране, оставив для этого лишь несколько мест. Историк Ричард Хаскрофт определил «шесть или семь» городов во всей Англии, где евреи могли законно вести бизнес. В первоначальном разрешенном списке оказались Лондон, Норвич, Линкольн и Винчестер, а позже присоединились еще несколько.

Приблизительные оценки числа евреев, проживавших тогда на территории Англии, сильно разнятся, но вполне вероятно, что, когда там жила Ликориция, еврейская община Винчестера насчитывала не более 80 человек.

Большинство евреев жили рядом друг с другом на центральном проспекте, который назывался Еврейской улицей. Это была сплоченная община, в которой люди помогали и поддерживали друг друга. Женщины занимались бизнесом так же, как и мужчины, а некоторые из них даже создавали деловые партнерства.

В то время жизнь английских евреев была невероятно тяжелой. Первый случай кровавого навета, когда их обвинили в убийстве христианского ребенка, чтобы использовать его кровь в ритуальных целях, произошел в 1144 году в английском городе Норидж.

Второй кровавый навет имел место в 1255 году, при жизни Ликориции, когда в колодце городка Линкольн было найдено тело маленького мальчика. Друзья погибшего обвинили местную еврейскую общину в похищении, пытках и убийстве. Шериф Линкольна арестовал тогда более 90 евреев, 18 из них были казнены.

Оба ребенка, вокруг которых развязывались истории кровавых наветов, были возведены в сан святых, что еще больше разожгло ненависть местных христиан к соседям-евреям.1

В 1239 году король Генрих III приказал всем евреям Англии передать короне треть своего имущества и активов, а тех, кто не мог заплатить, заключали в тюрьму, в лондонский Тауэр, при этом имущество их конфисковывалось.

Спустя еще 14 лет все евреи Англии были вынуждены носить на одежде кусок ткани или пергамента в виде каменных скрижалей с Десятью Заповедями, которые Моше принес с горы Синай. Правда, было исключение — состоятельные евреи могли заплатить, чтобы не носить такую отличительную метку. Историки предполагают, что Ликориция как раз была среди тех, кто избежал возможности быть «помеченным».

В 1265 году, во время неудачного восстания Симона де Монфро против короля, армия выступила, чтобы защитить монарха от нарушителей порядка, в результате Винчестер охватили непрерывные бои. Это сопровождалось многочисленными актами насилия: многие христиане Винчестера выходили, чтобы напасть на своих соседей-евреев, и захватывали их имущество.

Ликориции и некоторым другим удалось найти убежище в Винчестерском замке. Те же, кто не успел вовремя попасть в крепость, был убит. После осады выжившие покинули свое убежище и потом заново строили свою жизнь, собирая ее буквально по кусочкам.

Постепенно возобновились бизнес и общественная жизнь, но при этом все равно остались глубокие травмы. С психологической точки зрения, это были уже другие люди.

Создание бизнес-империи

Невероятно, но на этом драматичном, полном страданий фоне Ликориция открыла и развила свое дело как ростовщица, в конечном итоге став одной из самых богатых женщин во всей Англии.

Первые исторические документы, в которых она упомянута, датируются началом 1234 года — это было уже после смерти ее мужа Авраама. Овдовев, Ликориция с детьми осталась в Винчестере и продолжила семейный бизнес, начав вести его вместе с другой местной еврейкой по имени Белия (тезкой ее дочери).

Однажды Ликориция лично познакомилась с Давидом Оксфордским, тоже ростовщиком. Среди евреев он был известным лидером, которого очень уважали, и король назначил его сборщиком налогов с общины, посредником между ней и монархом. Это был один из самых богатых евреев, живущих тогда в королевстве.

До этого знакомства он был женат на женщине по имени Мюриэль, которая помогала ему в делах. Но встретив Ликорицию, Давид решил развестись с Мюриэль и заключить новый брак.

Его супруга категорически этого не хотела и отказалась принять развод. За двести лет до этого Рабейну Гершом из Майнца постановил, что, согласно еврейскому закону, развод может быть действительным только при обоюдном согласии сторон. Мюриэль настаивала на том, чтобы раввинский суд — Бейт Дин, выслушал ее и вынес решение в ее пользу.

Как это было принято среди английских евреев того времени, Мюриэль и ее семья созвали заседание Бейт Дина — сначала во Франции: община там была больше и более подкована в области еврейского закона — Галахи. Действительно, суд удовлетворил прошение женщины, так что второй Бейт Дин, в Оксфорде, отклонил запрос истца о разводе.

И все-таки Давид был полон решимости добиться своего. Ради этого он даже обратился за помощью к королю Генриху III. Монарх охотно воспользовался этим шансом, чтобы лишить евреев автономии и в области решения их гражданских и религиозных вопросов и приказал своим религиозным лидерам выступить в поддержку развода, что они и сделали.

После развода Мюриэль, согласно еврейскому брачному контракту – ктубе, получила дом Давида в Оксфорде и поддержку еврейской общины. Бывший муж выплачивал ей содержание, а сам вскоре смог жениться на новой избраннице.

В этом браке у Ликориции родился еще один ребенок, сын по имени Ашер. Только семейное счастье было недолгим: всего через два года совместной жизни, в 1244 году, Давид Оксфордский умер.

Башня Лондона

После его смерти все его деловые записи были доставлены в Лондон в Scaccarium Judaeorum — специальный суд, в котором тщательно изучались и регулировались все еврейские деловые отношения. Ликорицию там сразу восприняли с подозрением. Во время оценки оставшегося после Давида бизнеса, чтобы предотвратить какое-либо вмешательство со стороны вдовы, власти арестовали ее и заключили в лондонский Тауэр — до тех пор, пока часть имущества Давида Оксфордского не была выплачена короне. 

Надо сказать, Тауэр был страшной тюрьмой для английской еврейской общины: здесь были казнены 18 евреев, обвиненных в ритуальных убийствах. Правда, в то же время башня замка служила убежищем для местных евреев во время жестоких массовых погромов. После того, как в 1189 году в ходе беспорядков во время коронации короля Ричарда I несколько евреев были убиты, следующий король, Генрих III в 1216 году в аналогичной ситуации принял меры для защиты своих еврейских подданных, позволив им укрыться в Тауэре.

Есть записи о содержавшихся там заключенных-евреях, которые платили своим надзирателям за то, чтобы получить кошерную пищу или за то, чтобы в тюрьме иметь возможность правильным образом соблюсти законы Йом Кипура. Не исключено, что Ликориция во время своего заключения поступала точно так же, пока ждала, что улягутся разбирательства вокруг наследства, оставленного ее мужем.

Начать сначала

Когда деловые записи Давида наконец были обнародованы, власти предложили Ликориции выкупить бизнес у короны при условии, что она оплатит  якобы непогашенные кредиты мужа в размере 5000 марок — огромные по тем временам деньги. Каким-то образом ей удалось собрать эту сумму, и она продолжила вести дело мужа, теперь уже самостоятельно.

Оскорбительным для нее жестом было то, что большая часть уплаченной ею суммы пошла в специальный фонд для строительства новой гробницы Эдуарда Исповедника в Вестминстерском аббатстве.

Забрав детей, женщина вернулась в Винчестер. Там ей удалось развить семейное дело еще шире.

Она одалживала средства самому королю Генриху III и посещала его всякий раз, когда он приезжал в Винчестер, ссужала деньги королеве Элеоноре, членам королевского двора, да и местным купцам и фермерам. Судя по всему, это была общительная, обаятельная и дружелюбная женщина с легким очаровательным характером, который привлекал к ней людей разных классов и вызывал доверие. Многие обращались к ней за помощью в своих ходатайствах.

Юридические записи того времени демонстрируют, что деловые отношения Ликориции налаживались и распространялись на обширной территории южной и юго-западной Англии в течение 30 лет, часто в партнерстве с сыновьями. Она работала как с богатыми, так и с бедными, давала деньги в кредит своим собратьям-евреям, помогая им поддерживать бизнес. Со временем Ликориция стала официальным посредником между еврейской общиной и короной, как и Давид Оксфордский.

А в 1258 году она второй раз оказалась за решеткой. Белия — та самая женщина, которая много лет назад работала с Ликорицией в качестве делового партнера, хотела преподнести королю Генриху III золотой перстень (возможно, в качестве взятки или чтобы выслужиться перед монархом). По доброй памяти она доверила доставить презент своей давней подруге.

Но случилась беда. Кольцо исчезло, а одна из соседок Ликориции, женщина по имени Иветта, обвинила ее в том, что произошедшее – ее рук дело. Так на время расследования Ликориция снова оказалась в лондонском Тауэре. В конце концов выяснилось, что обвинившая ее дама сама была воровкой, и король Генрих III приказал освободить ни в чем не повинную Лукорицию. Кстати, кольцо так и не нашлось.

Убийство Ликориции, жизнь английских евреев становится все хуже

Однажды в 1277 году дочь Ликориции Белия отправилась в гости к своей матери. Придя к ней, она стала свидетельницей ужасающего зрелища: Ликориция и ее служанка Алиса Биктонская, христианка, оказались мертвы, обе были зарезаны. Пропала крупная сумма денег, предположительно ее украли убийцы.

Местные власти разыскали трех мужчин, которые могли быть виновниками произошедшего, и предали их суду. Однако присяжные оправдали всех троих. (Для удобства они назвали главным подозреваемым человека, который покинул город и передвижения его нельзя было отследить.)

Сыновья Ликориции Ицхак и Ашер позже попытались подать иск против тех троих, которые, скорее всего, действительно убили их мать, но правовая система в принципе была направлена против евреев, и делу просто не дали ход.

Следующие 13 лет после гибели Ликориции были для еврейской общины Англии очень тяжелы.

Когда в 1272 году скончался Генрих III, на престол взошел король Эдуард I — и сразу же он столкнулся с растущим давлением со стороны погрязших в долгах аристократов, по понятным причинам требовавшим положить конец еврейскому ростовщичеству. Отношения были накалены.

Открытие статуи в Винчестере

В 1287 году король приказал английским евреям заплатить короне огромный налог в размере 20 000 марок. И, пока необходимая сумма не была собрана, вся еврейская община была заключена в Винчестере, в местном замке. Среди членов общины оказался и младший сын Ликориции Ашер. Он вырезал на стене своей тюремной камеры сообщение на иврите: «В пятницу, в канун субботы, когда читается недельная глава Эмор, все наши евреи оказались заперты в тюрьме. Я, Ашер, подписал это…».

Другой сын Ликориции Барух оказался единственным евреем, ставшим членом гильдии купцов в средневековой Англии. Он накопил большое состояние и благодаря своему статусу был уникальным примером того, что еврею предоставили те же права, что и английским подданным христианам. Но даже это не могло спасти потомков Ликориции от трагической участи всех английских евреев.

Еще один ее сын был казнен из-за обвинения в мошенничестве с монетами. Такого рода обвинения тогда очень часто безосновательно выдвигали против английских евреев — им вменяли в вину то, что они якобы срезали небольшое количество металла с монет и переплавляли полученные отходы в новые денежные средства.

А в 1290 году примерно 3000 человек, составлявших всю еврейскую общину Англии, были изгнаны из страны, и им было запрещено когда-либо возвращаться. Запрет этот был снят только спустя почти четыре века, в 1656 году.

Потомки Ликориции, как и большинство английских евреев, скорее всего переехали во Францию — тогда она была более благополучной в плане антисемитизма.

Памятник    

Бронзовая статуя изображает Ликорицию в человеческий рост. Это смелая прямо стоящая женщина, которая держит за руку одного из своих маленьких сыновей. На основании монумента на иврите и английском начертана строчка из Торы: «Возлюби ближнего своего, как самого себя».2

Еще несколько слов об авторе памятника Яне Ренк-Бродли. К сожалению, ни одного портрета Ликориции, как и ее детей, до наших дней не сохранилось, поэтому автор вдохновлялся еврейской внешностью собственных дочери и внука.

Многие работы этого скульптора находятся в постоянной экспозиции Британского музея, Лондонской Национальной портретной галереи, Кембриджского музея искусств и истории Фицуильяма, в соборе Святого Павла, в Рейксмузеум (Нидерланды) и ряде других галерей.

Кроме того, Ренк-Бродли широко известен как автор дизайна монет Британского королевского монетного двора, среди которых и килограммовая золотая монета, выпущенная к юбилею королевы.

В интервью Jewish Chronicle он сказал: «Посыл памятника в том, что женщины могут и должны принимать равное и успешное участие в жизни общества. А кроме того, обстоятельства жизни Ликориции были сильно осложнены преследованиями из-за еврейского происхождения».

Инициативу создания памятника одобрил главный раввин Великобритании Эфраим Мирвис, поскольку это достойная возможность отдать дань уважения женщине, которая помогала поддерживать свою еврейскую общину и всем своим примером заслуживала того, чтобы ее помнили многие поколения.

Сноски

  1. Подробнее об этом вы можете прочитать в главе «Первые кровавые наветы» размещенной на нашем сайте статьи «Слишком позднее извинение церкви Англии перед евреями».
  2. Ваикра, 19:18.

Источник

Была ли эта информация полезной?

Да (2)
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому