Билам очень хотел проклясть еврейский народ. Величайший колдун в истории, шутка ли — реинкарнация Лавана, которого боялся сам Эсав.
Что же помешало ему? Рот Билама, уже открывшийся, чтобы изрыгнуть проклятие, сам захлопнулся, стоило ему увидеть еврейский лагерь. В котором входы шатров были расположены не друг напротив друга. Скромность — это не только когда ты прячешь свое тело под одеждой от посторонних глаз, а свой блестящий ум и острый язык — от посторонних ушей. Это еще когда ты умеешь не смотреть.
Не смотреть в чужой дом. Когда ты стоишь на лестничной площадке и вдруг открывается соседская дверь. А там — такой интересный чужой быт. Когда загорается свет в окне напротив, и — захватывающая сцена: фарфор, летящий прямо в голову несчастному соседу с седьмого этажа. Когда за стенкой начинается очень интересный разговор и ты останавливаешься на секунду, чтобы послушать. Просто послушать, не подслушать.
Скромность — это не только качество, но и инструкция к действию. Правило благородного сенсея еврея. Даже когда благородный еврей остается наедине с собой, он все равно благородный еврей.
Всегда можно отвернуться, когда рядом открывается чужая дверь или окно. Даже если ты стоишь за занавеской в темной комнате и никто точно не заметит.
Бывает, маленькие кусочки чужой жизни настигают нас в самых неожиданных местах — ссора супругов за соседним столиком в ресторане, мама, громко отчитывающая своего малыша в очереди у кассы, водитель, матерящийся на подрезавшего пешехода. Как же хочет любопытство взять верх! Собраться вокруг, даже нет, просто незаметно встать в сторонке. И смотреть. Вглядываться. Впериться. Глазеть. Вкруг себя взирать очами.
Скромность — это еще не хотеть того, что увидел у других людей. Не только потому что «не возжелай». А потому что «почему у всех есть, а у меня нет?» — не совсем еврейский подход. И детей стоит воспитывать в этом духе с самого начала.
Не пытаться узнать, что происходит в жизни других. Вызнать, вынюхать чужие тайны. Обычно это праздное любопытство. Рабейну Йона пишет, что раскрытие чужих секретов свидетельствует об отсутствии скромности. Есть вещи, о которых не нужно говорить. Не по десятку обоснованных причин, а просто потому что не нужно. Зачастую нам очень хочется узнать, что происходит у других людей. Многие сделали на этом бизнес. По определению успешный. Вот она — древнейшая профессия.
Уважение, признание права других людей на личную жизнь — то, что отпугнуло Билама. Значит, отпугнет и остальных супостатов.
Вообще, скромность во всем — признак святости. Над такими людьми не властны плохие силы. Они каким-то образом остаются надо грязью, выплывают из пучин человеческой подлости — ведь они легче нее.
Наша еврейская скромность и уважение друг к другу смогли остановить самый большой и сильный вражеский рот. Дай Б-г, чтобы мы никогда не давали трещин, а наша любовь была безусловной.
Шабат шалом!
Рав Элиэзер Райхман