Пишет Рамбам в законах о возвращении к Творцу: «Человек обладает свободой выбора. Пожелает он пойти по пути добра и быть праведником — ему дано это; пожелает пойти по пути зла и быть грешником — у него есть и такая возможность».
Этот принцип Рамбам учит из слов стиха нашей недельной главы Ръэ:«Смотри, я полагаю пред вами сегодня благословение и проклятие. Благословение, если вы будете внимать заповедям Г-спода, Б-га вашего, какие я заповедую вам сегодня; и проклятие, если внимать не будете заповедям Господа».
В дальнейшем Рамбам утверждает, что принцип СВОБОДЫ ВЫБОРА является основополагающим для всей Торы и ее заповедей.
Эти слова Рамбама, на первый взгляд, противоречат его словам в предисловии к главе Хелек трактата Санѓедрин в комментарии к Мишне, где он формулирует 13 постулатов нашей веры. Среди них мы не находим принципа свободы выбора. Из чего, на первый взгляд, следует, что Рамбам не считает этот принцип столь важным и «основополагающим».
Чтобы дать ответ на этот вопрос, приведем прежде объяснение самого Рамбама в Законах о возвращении к Творцу сути того, в чем принцип свободы выбора является основополагающим.
Там Рамбам пишет, что, если бы заранее было предопределено, будет ли человек праведником или грешником, невозможно было бы просить, требовать, учить человека или повелевать им: «поступай так-то», «не поступай так-то», «исправьте пути ваши», «не поддавайтесь злому началу в себе».
Также было бы невозможно наказать человека за дурные поступки или дать ему награду за добрые дела, ибо он делал их по принуждению. Если так, продолжает Рамбам, если бы не было свободы выбора, какой смысл имела бы тогда вся Тора, сущность которой обучать человека идти правильной дорогой и предостерегать от дурного пути.
Суть 13 общеобязательных догматов заключается в обязанности человека верить и осознавать определенные концепции нашей веры. А об обязанностях человека можно говорить только после того, как мы знаем и принимаем принцип свободы выбора. Выходит, что постулат свободы выбора является основным условием веры и предшествует всем 13 принципам.
По этой причине Рамбам не упоминает его вместе с другими принципами.