«Нет пирога, который не привел бы к празднику»
В этой недельной главе Авраам Авину устанавливает утреннюю молитву Шахарит. Мир существовал к тому времени уже 2000 лет, однако никакой формальной молитвы до этого времени не было принято. Авраам, первый еврей, установил первую ежедневную утреннюю молитву. Он молится на рассвете, стоя[i] перед Всевышним: «И встал Авраам рано утром, и пошел к месту, где он стоял перед Господом» (Берешит 19:27).
О какой утренней молитве Авраама рассказывает эта глава?
Он встал рано утром и от всего сердца стал просить Всевышнего облегчить участь города Сдом[ii], приговоренного к уничтожению из-за жестокости его жителей, содомитян.
– Возможно, — взмолился Авраам, — в городе найдутся 50 праведных людей? Неужели Ты погубишь их и не простишь места сего ради пятидесяти праведников в нем! Неужели Судья всей земли не учинит правосудия?
Умоляя Всевышнего, называя себя самого «прах и пепел», Авраам продолжает вопрошать Создателя, и, получив Его одобрение, ставит вопрос по-другому: может быть, в этом городе найдется сорок праведников?
И затем: может быть, найдется там тридцать?
И снова: может быть, найдется там двадцать праведных людей?
И Он сказал: не истреблю и ради двадцати.
И снова стал умолять Авраам:
– Да не прогневается Владыка, Я спрошу напоследок: а если найдутся там десять?
И Он сказал: не истреблю ради десяти.
(Берешит, 18:32)
По характеру и содержанию просьбы Авраама (мольбы во спасение Сдома) мы видим редкостное величие его души, понимаем, что главная причина, по которой Авраам был удостоен Всевышним права стать прародителем еврейского народа[iii] – стоять у штурвала корабля еврейской истории – это его уникальная способность думать о других, заботиться о них, сопереживать им!
И вот Авраам Авину сидит у входа в его шатер на третий день после обрезания, он отчаянно надеется на приход гостей. Стоит невыносимая жара, он понимает, что в такой зной вряд ли появятся гости, но желание дать отдых уставшим путникам в нем не ослабевает.
Наконец, на подходе к его шатру он видит трех мужчин и бежит к ним навстречу, и кланяется им до земли, и спешит к шатру Сары, и в ту же секунду просит ее поторопиться:
«Поскорее замеси [тесто] из трех мер просеянной муки и испеки лепешки», (Берешит 18:6).
«Наконец, к нам пришли гости!»
Что делала в этот момент Сара имейну (наша праматерь)? Возможно, она замешивала еще одну порцию теста, из многих приготовленных ею в течение жизни. Может, она плакала и молилась, пока замешивала тесто. Возможно, она сидела с другой женщиной, знакомя ее с идишкайт.
Согласно мидрашу, когда Авраам ожидал прибытия гостей, Сара назвала его словом «тамим» — доверчивым, наивным, искренним и также простодушным. Она не могла вообразить даже в самых диковинных мечтах, что в такую жару на пороге шатра Авраама могут появиться гости. Возможно, в более глубоком понимании, будучи бесплодной столько лет, она уже не мечтала о каких-либо коренных изменениях в своей жизни: в самом деле, какой «гость» мог явиться к ним в такое время?
Что может измениться для нее в жизни?
Именно по этой причине Авраам попросил, чтобы она начала замешивать тесто для лепешек.
Давайте посмотрим на другие упоминания этого слова в Торе, чтобы понять его внутренний смысл.
Когда пророк Элияѓу навестил нищую вдову в Царфате во времена голода и засухи в том самом месте, он сказал ей:
– Можешь, пожалуйста, испечь мне лепешку?»
Она ответила:
– У меня в доме ничего нет, кроме небольшого количества муки.
– Приготовь для меня из этой муки маленькую лепешку, — ответил Элияѓу, — и Вс-вышний позаботится, чтобы впредь у тебя было достаточно муки и масла. Более того, Вс-вышний напоит для тебя землю водой даже в этом засушливом году.
Разумеется, вдова немедленно приступила к изготовлению лепешки для пророка. Неожиданно, у нее оказалось достаточно муки и масла. И вот пошел дождь! Чудо свершилось!
На торжестве, посвященном обрезанию Ицхака, Сара также подавала лепешки. Циник Ог язвительно посмеивался над их праздником. Он посмотрел на новорожденного и захохотал: «Что? И этот ребенок, говорят, восторжествует надо мной?! Я могу его раздавить одним пальцем ноги».
–– Придет день, и он будет смеяться над тобой, — с пониманием и осознанием будущего изрекла пророчица Сара.
Почему такое внимание уделяется приготовлению теста?
Нецив из Воложина объясняет, что слова «уга» (пирог, торт) и «хагига» (празденство) связаны между собой. Когда мы готовим лепешку или пирог, мы призываем гостей на праздник.
В Израиле дети напевает: «Нет праздника без пирога (торта)», а я говорю:
«Нет пирога, который не привел бы к празднику».
Ты должен вложить все свое старание (иштадлут), закатать рукава, вымесить тесто, а такая работа потребует немалого труда – и сделать все это даже тогда, когда нет гостей и надежды что-либо изменить в жизни.
Это урок, который мы получаем благодаря чудесному мидрашу на главу Вайера. Недельная глава учит нас вставать каждое утро и готовить себя для чудесных новостей, говорить себе, что сегодня будет отличный день, и тогда прекрасное произойдет – пусть исполнятся даже какие-то маленькие радости, о которых мы мечтаем.
Когда Авраам попросил Сару приготовить лепешку в ее шатре, его намерением не было заставить ее тяжело работать для него и его гостей. Он хотел зажечь надежду в ее сердце, так же, как и мы, обязаны сделать это в наших сердцах.
Продолжайте месить тесто, дорогие сестры!
Не прекращайте готовиться к празднику, и тогда он непременно придет!
Не забудьте прислать мне приглашение!
(на основе адаптированного текста Шифи Фридман)
(i) Эта функция утренней молитвы – отражена в слове Амида – «молитва стоя». Закономерно, что именно Авраам, успешно выстоявший в десяти испытаниях и победивший всех, кто старался остановить его на пути распространения истины, установил идею утреннего «предстояния» перед Творцом – молитву Шахарит… — прим. ред.
(ii) Нет сомнения в том, Аврааму были противны обычаи и поведение жителей Сдома, но все же он просил Б-га за них. В книге Зоѓар Ноаху ставят в вину тот факт, что когда Создатель сообщил ему о предстоящем потопе, он промолчал и не попросил за людей. Авраам поступает по-другому. Надо просить Б-га даровать людям стремление исправиться и возможность сделать это – прим. ред.
(iii) А Авраам ведь должен стать народом великим и могучим, и им благословятся все народы земли – Берешит, 18:18.. Аллегорическое толкование гласит: «Память о праведном для благословения». [Притчи 10,7] — вспомнив о нем, благословил его [Йома 38 б]. А прямой смысл (таков) : неужели от него буду скрывать, а ведь он дорог Мне и быть ему великим народом, и им благословляться будут все народы земли. (Раши) – прим. ред.