«И людьми святыми будете у Меня; и мяса растерзанного зверем в поле не ешьте: псам бросайте его»
(Шмот, 22:30)
Тора сообщает нам, что если овца или коза были убиты в то время, когда они паслись, мясо убитых животных надо отдать собакам на съедение. Раши объясняет, что это их награда за то доброе, что они сделали: когда евреи покидали Египет, в ночи, в тишине, ни одна собака не залаяла и не выдала беглецов. Таким образом, был совершен кидуш ѓа-Шем, вот почему с того самого момента и на все времена собак кормят трефным мясом в награду за их молчание.
Может ли собаке полагаться награда?
Раши обращает наше внимание на то, что речь идет о награде для животных. Животные реагируют в соответствии с их рефлексами и реакциями. Собак можно многому научить и выдрессировать, но у них нет осознанного «я», которое может взвесить все за и против и принять решение, как действовать. Они не обладают свободой выбора. Из всех творений Всевышнего в материальном мере только человеку была дана такая способность — обладать свободой выбора.
В таком случае, как же собаке может полагаться награда за ее действия?
Понимание награды и наказания
Одним из столпов нашей веры является убеждение, что в этом мире ничего не происходит случайно. Б-г сотворил наш мир, Он поддерживает его и управляет этим миром.
Человек ничего не может добиться в этой жизни сам. Каждое его действие и результат этого действия контролируются и определяются Творцом.
Если Рувену был предопределено жить до 120 лет, то я не могу ни помочь, ни навредить ему. Всевышний убедится в том, что Его приговор осуществится – но я ничего не могу сделать, чтобы изменить его. Человек бессилен. Это обстоятельство объясняет его небольшую возможность достичь на этой планете чего-либо самому.
Все последствия действий человека уже предопределены.
Для того чтобы обеспечить взаимосвязь награды и наказания, Творец создал структуру, в которой результаты человеческих действий оцениваются как его личные достижения. Если уподобить жизнь театру, то роль, которую играет человек на жизненной сцене, можно оценить как результат его собственных усилий. Он записывается на его счет и становится итогом сознательных «актерских усилий» человека, несмотря на то, что происходящее было запланировано Создателем, режиссером и автором спектакля, и, следовательно, было неизбежным и не во власти человека.
В уже названном случае с Рувеном, если в Рош ѓа-шана Рувену был вынесен приговор о том, что его дни на земле сочтены и, по этой причине, он умрет в указанном году – это обязательно произойдет – или от моей руки, или по любой другой причине. Вполне вероятно, что мне будет уготовано стать его убийцей. Например, я попаду в ситуацию, где мне придется нажать на курок пистолета, и Рувен погибнет от моего выстрела.
В таком случае, я буду ответственным за происшедшее. Меня назовут его убийцей, несмотря на то, что смерть Рувена была предопределена задолго до того, как я навел на него прицел и передернул затвор. Не сделай я этого, его бы сбила машина или придавило дерево, но я сделал свой выбор, и поэтому результат записывается на мой счет.
Я стал убийцей и несу ответственность за его смерть.
Таким же образом, если бы кто-то хотел помочь Шимону и преуспел в этом желании, мы поняли бы, что добро, сделанное Шимону, уже давно было предопределено. Он заслуживал его.
Если бы этот человек не помог ему, то помощь пришла бы к Шимону с другой стороны, через любого другого посланника Всевышнего, которыми Он пользуется, управляя этим миром. Однако тому человеку, который помог Шимону, «засчитывается» это действие, как будто бы он сам спланировал его и достиг такого результата.
С помощью собак был совершен кидуш ѓа-Шем
Очевидно, ответ на комментарий Раши заключается в том, что, благодаря помощи собак, кидуш ѓа-Шем стал более явным.
Все: и египтяне, и евреи, яснее увидели руку Всевышнего: в то время, когда целый народ поднялся и ушел, ни одна собака даже не подняла головы.
Благодаря поведению собак, произошло большое чудо, и за это они заслужили награду. Несмотря на то, что их действие, точнее, бездействие, было не намеренным (ибо собаки животные), – им «в награду» все равно засчитывается результат этого действия.
Вот почему они достойны награды.
Для нас в этой идее содержится большой урок.
Каждое действие, совершенное нами, оказывает влияние на окружающих.
Если в своих денежных делах я веду себя исключительно честно, и мой пример оказывает положительное воздействие на других евреев, и они замечают мое честное поведение и следуют моему примеру, — это достижение идет в мою «копилку».
Это происходит и в том случае, если о моих действиях, которые подвигли других на важные изменения в жизни, давно забыли те самые люди, которые брали с меня пример.
Несмотря на то, что я не ставил перед собой никаких осознанных целей и не планировал будущий положительный результат, да и не имел его в виду, и, возможно, даже не в курсе происходящего, я оказал влияние на других людей, и они изменились благодаря моему примерному поведению. Вот почему я считаюсь ответственным за рост окружающих меня людей.
Теперь все, что они делают, впечатленные моими действиями и поступками, засчитывается как мое личное достижение.
Результат действия этой концепции поразителен. Как в хорошую сторону, так и в плохую, все, что мы делаем, влияет на нас самих и на других. Если мое поведение недостойно еврея, и другие видят его проявление, скорее всего, на них это подействует. Если они, в свою очередь, станут перенимать у меня плохие привычки, эти минусы засчитываются и на мой счет.
Но, с другой стороны, если я вовлечен в подходящее еврею занятие и становлюсь настоящим примером правильного нравственного поведения, мне в зачет пойдут заповеди, совершенные всеми, на кого мои действия оказали влияние, даже если это произошло не намеренно с моей стороны.
Наши действия имеют больший вес, чем мы можем себе вообразить, даже если они далеки от совершенства.