Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Ту бишват в свете каббалы

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

Сгулот Ту биШвата

Каков порядок празднования в канун Ту Бишват? В чем состоит сгула этого дня на зивуг агун (нахождение второй половины, предназначенной Всевышним) и шалом баит (мир в доме)?

Новый Год деревьев символизирует избавление Народа Израиля, сравниваемого с голым, замерзшим зимой деревцем, которое треплют холодные ветры. На первый взгляд может показаться, что положение безнадежно, но с наступлением Ту биШвата происходит пробуждение. В глубине дерева начинается пожар, и, подобно воскрешению из мертвых, оно приобретает способность цвести и плодоносить. Так и Народ Израиля, с Б-жьей помощью, поднимет свою голову и удостоится полного избавления в ближайшее время («И в старости дадут плоды, будут тучны и сочны…»)

Сгулот Лейл Седер Ту биШват

В большинстве еврейских диаспор принято накрывать стол, ломящийся от фруктов, растущих на деревьях и на земле, и сначала произносят благословение «Шеехеяну» («Что дал нам дожить до этого времени») на один из плодов, который еще не ели в этом году.
Все члены семьи при этом также пробуют разные фрукты:
Отец – пшеницу: «Соком пшеницы тебя насытил».
Мать – виноград: «Жена твоя плодоносна, как виноградная лоза, в покоях твоего дома».
Сын – оливки: «Твои сыновья, как саженцы маслины, вокруг твоего стола».
Дочь – гранат и орехи: «Вся слава царской дочери – внутри (дворца, а не снаружи)».
Маленьким детям дают яблоки в меду – «Под яблоней пробудила я тебя; мед и молоко под языком твоим» (имея в виду при этом пожелание их любви к сладкой Торе).

Жители Цфата установили целый Лейл Седер для Ту биШвата, включавший в себя учебу, трапезу из свежих и сушеных фруктов и вина, таким образом этот порядок приносил положительные результаты:

В Ту биШват едят 15 различных видов фруктов и столько, сколько удается найти, плодов, которыми прославлена Земля Израиля.

Во время вкушения трапезы было принято читать ט״ו «Ширей Амаалот» (15 «Песней восхождения») – с 120 по 134 теилим (псалмы).
Седер (порядок) накрытого стола:
По традиции, на столе во время седера Ту биШвата должны находиться тарелки с сухофруктами и свежими фруктами, зеленью и цветами, свечи в подсвечниках, белое и красное вино в хрустальных графинах. Перед минхой (послеполуденной молитвой) ставят три вазы разной высоты.

В низкой посуде: плоды «мира действия» – те, у которых съедобна сердцевина и выбрасывается кожура, например: апельсины, орехи, миндаль.

В посуде средней высоты: финики, оливки и яблоки – это «мир созидания» с пригодной в пищу мякотью и дающими жизнь новым плодам косточками.

В высокой посуде: инжир, рожковое дерево и изюм, относящиеся к «миру творения», съедаемые целиком.

(Проверяйте все на предмет наличия червяков).

В течение фруктового седера Ту биШвата первым делом произносят «Шеехеяну» на плод нового урожая, после чего благословляют в следующем порядке: пшеница, ячмень, оливки, финики, виноград, инжир и гранат.

Хороший обычай – давать цдаку (пожертвования) в Ту биШват в размере, кратном 91 прутот (древних монет) в соответствии с числовым значением слова «илан» (дерево). Некоторые дарят мишлоах манот из фруктов.

Также в отдельных общинах принято читать особую молитву, составленную мудрецом Рабейну Бен Иш Хай:
«Да будет воля Твоя, Б-г наш и Б-г отцов наших, чтобы Ты благословил разные виды деревьев и они давали обильные и полезные плоды, и благослови виноградники, чтобы они приносили увесистые и совершенные гроздья винограда, а прекрасное вино, даруемое ими, находило отклик у большинства твоего Народа Израиля, с его помощью исполняющих заповеди кидуша и авдалы в Шабаты и праздники, и пусть исполнится в нас и во всех наших братьях Народа Израиля написанное: «Иди, ешь в радости хлеб свой и пей с веселым сердцем вино свое, ибо угодны Всесильному дела твои».

Другая сгула – удостоиться идеального этрога. Вот что приводит Бен Иш Хай, да защитит нас его праведность: «Молиться в день Ту биШват «чтобы у каждого из Народа Израиля была возможность иметь достойный и красивый этрог в праздник Суккот (кущей)».

В книгах «Сефер хасидим hахадаш» (раби Моше hаКоэн) и «Яфе лалев» сказано так: «Ведь этрог, после исполнения его заповеди (нетилат – встряхивание – этрог в Суккот), из него варят варенье специально для того, чтобы поставить его на стол в Ту биШват, Новый Год деревьев». А в книге «Оэль Иссахар» говорится, что тот, кто ест этрог в Ту биШват, сможет восполнить недосып.

Рабейну Хаим Паладжи пишет о том, что следует читать теилим за столом, и так же – Бааль Ахидушей Арим, что путем изучения Торы в этот день открываются источники ее познания. Бааль Агли Таль сказал, что каждый год после Ту биШвата он чувствует изменения в лучшую сторону в своих хидушах (новых взглядах на уже известные истины), и этот праздник – день обновления (да будет воля Б-га на то, чтобы у нас возникали последовательные значительные хидушим в Торе и «выплеснутся твои воды наружу»).

Ту биШват – время для молитвы о зивуг агун и шалом баит

«Бней Иссахар» поясняет, что существует связь между Ту Беавом (15 Ава) и Ту биШватом. Подобно тому, как Ту беАв – день влюбленных и время обретения пары, так и Ту биШват. Вот что говорится в этой книге:

«Ту биШват соответствует в цикле года Ту беАву, выдающемуся дню в плане шидухин «Итак, дочери Израиля выходят и танцуют в виноградниках. И что они говорили? Юноша, подними глаза свои и посмотри – кого выберешь ты себе?..» (Таанит 84:48)

Ту беАв начинается ровно за сорок дней до сотворения мира, 25 Элула, и сравнивается с тайной о том, «за сорок дней до зачатия выходит бат коль (голос Вс-вышнего) и объявляет: «Дочь такого-то – такому-то» (Сота 2:1). Известен спор мудрецов о том, когда был сотворен мир – в Тишрее или Нисане (Рош hашана 10:2); по мнению раби Йеошуа – в Нисане (подразумевается человек, венец творения), так, Ту Бишват является воплощением отсчета сорока дней до сотворения.

В этот день можно присоединиться к пониманию и вере, что «там есть кто-то для меня», что Святой, благословен Он, точно подготовил кого-то именно мне, даже если это еще не обнаружилось в реальной жизни. Эта идея также находит отражение в том, что луна на небе в этот день полная, и в праздновании «потенциального света», который еще не проявился в действительности (обратите внимание на слова «Бней Иссахар» о разнице между традициями дома Шамая, где Новый Год деревьев – первого числа месяца Шват, и дома Гилеля).

В этот день можно прочувствовать «пожар, зарождающийся внутри деревьев» (есть шанс «сжечь» отчаяние), и ощутить теплящуюся в душе надежду, которая не утратила своей жизнеспособности, не иссохла и не увяла за тяжелую зиму, надежду, возвращающуюся и возрастающую, повествующую о приходе лучшего будущего. Будущего, которого пока не видно на горизонте, и, даже если снова наступят холода, через празднование Ту биШвата мы отпразднуем «веру в лучшее». Это суть празднование надежды, и в конечном счете, с Б-жьей помощью, эта надежда произрастит восхитительные плоды!

Молитесь следующим образом:
«Владыка мира, сделай так, чтобы силой сгулы этого великого дня, Нового Года деревьев, и силой заповеди благословлять и вкушать плоды Святой Земли, равно как исполнения заповедей, связанных с Страной Израиля, чтобы я удостоилась/ся перед лицом всего Твоего Народа построить настоящий дом в святости и чистоте, с радостью, исходящей от мира, братства и преданности, и чтобы мы удостоились видеть своих детей, подобных потомкам первосвященников, живых и невредимых, в скором времени. Да сбудется в нашем доме Твое благословение «Дай же радость нежно любящим – как радовал Ты сотворенного Тобою в Райском Саду в древности. Амен»

Время для тшувы (раскаяния)

В дни Шовавим (названные так по первым буквам глав Торы, с которыми они совпадают – Шмот, Ваэра, Бо, Бешалах, Итро, Мишпатим) и в особенности в Ту биШват, учат наши мудрецы, благословенна их память, что это подходящее время для тикун мидот (исправления своих качеств). «Пэле Йоэц» писал о том, что Ту биШват – «время, предназначенное, чтобы делать тшуву и чинить все недостатки, которое оказывает положительное влияние на весь Народ Израиля, и шхина (Б-жественное присутствие) находится среди него».

Сгула на высокий заработок.
Благословения… Благословения… Благословения…

В трудах Аризаль, благословенна его память, написано, что через благословение продолжает поступать изобилие свыше, и (ангел) отвечающий за тот или иной фрукт, наполняется этим изобилием, чтобы снова вырастить плодовое дерево (см. «При Эц hадар»). Щедро благословите детей в этот вечер, так вы наполните их богатством, которое будет сопровождать их «последовательно и значительно».

Тикун в Ту биШват – это способствовать «горению» дерева путем употребления его плодов в пищу, и поэтому нужно произносить брахот (благословения), дабы быть благословленным, ведь благодаря брахот раздолье поддерживается во всех мирах, вследствие чего святость нисходит на людей. Это духовное правило: пробуждение в нижнем мире ведет за собой пробуждение в мире верхнем, как мерцающий свет. Происходящее внизу влечет за собой возникновение каскада наверху, который возвращается и передается вниз.

Необходимо благословлять с намерением не только плоды деревьев, но и своих детей, чтобы последние удостоились всегда питаться от щедрот Святого, благословен Он, с Его великой милостью и милосердием.

Песнь травинок (петь, петь, петь)

Pixabay Пойте в Ту биШват, и возрастите цветы радости изнутри себя самих.

В одной из бесед раби Нахмана написано следующее: «… и пошел с ним в город, и шел среди травинок. Ответил наш учитель, говоря: «Если бы ты удостоился внимать голосу гимнов и восхвалений, что исполняют растения, как каждый колосок в отдельности поет Вс-вышнему, благословен Он… до чего великолепно и отрадно слышать их песнь, и насколько хорошо служить Вс-вышнему в трепете». (Сихот hа-Р”Н 163)

Известно, что имеется соответствие между избавлением человека и спасением дерева и что Песнь есть часть избавления: «Тогда воспоет Моше и сыны Исраэля Песнь эту…», «тогда возликуют все деревья в лесу…» и так далее.

Подобно тому, как травинки исполняют песни, благодаря Вс-вышнего, благословен Он, что устанавливает гармонию в Небесах, так и человек, когда превозносит Ашема и выражает Ему признательность в благословении «Питающий и насыщающий все (живое)», приводит к умиротворению Создателя, что делает возможным духу Б-гобоязненности, радости и святости опуститься на человека.

В свою очередь, сердце наполняется Песнью травинок и замолкает…
(Наоми Шемер – Шират hа-асавим).

Хаг Самеах!

Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому