«И сказал: Возвратись к Балаку и так говори»
Бемидбар (23:5)
В святых книгах сказано, что слово כה (так) указывает на Б-жественное присутствие. Рабейну Йосеф Хаим (Бен Иш Хай) рассказал историю, передававшуюся в его семье из поколения в поколение.
Путь р. Шалома Шабади, одного из величайших кабалистов Иерусалима, из Йемена в Эрец Исраэль лежал через Ирак. Он остановился в Багдаде, и в ожидании каравана до Дамаска пошёл в ешиву кабалистов, находившуюся у могилы р. Ицхака Гаона, и учил там книгу Зоар. Рав Шалом был молодым человеком, его никто не знал. Да и он по своему обыкновению считал неприличным демонстрировать свои знания. Однако, когда стали изучать главу Балак из книги Зоар, рав Шалом, дойдя до слов «Возвратись к Балаку и так говори», вскричал во весь голос.
Удивились старые кабалисты и спросили юношу: «Что случилось, почему ты так закричал?»
Ответил рав Шалом: «Слово כה сжигает моё сердце!»
И так закончил Бен Иш Хай: «Если бы оценили величие р. Шалома, то задержали бы его в Багдаде и не дали продолжить путь!»
«Да умрёт душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как его!» (23:10)
Как-то святой Ор ахаим, будучи в Италии, толковал Тору в одной из синагог. Случайно в синагогу зашел еврей, отошедший от соблюдения практически всех заповедей Торы. Речь рава потрясла еврея. Едва рав закончил говорить, еврей обратился к нему: «Раби! Я выслушал Вас и под влиянием Ваших слов действительно хочу покаяться. Но я настолько привык не соблюдать шабат, не обращать внимания на кашрут и всё прочее, что трудно мне изменить свой образ жизни, очень трудно. Посему я хочу покаяться — и умереть! И тогда не нужно будет ничего менять…»
Ответил рав: «Всё, что ты сказал сейчас, до тебя уже сказал Билам: “Да умрёт душа моя смертью праведников”. Умереть смертью праведников, но не жить, как праведник! Так понимает Билам. Но еврей должен жить как праведник, исполняя заповеди Торы: “Соблюдай же уставы Мои и законы Мои, исполняя которые, человек будет жить ими” (Ваикра 18:5). Посему необходимо раскаяться и жить, а не умирать!»