В Торе мы читаем, что в конце Великого Потопа ковчег с Ноахом, его семьей и всеми животными остановился в горах Арарат1 (которые многие ассоциируют с современной горой Арарат, частью Армянского нагорья). Поскольку Тора не приписывает никакой скрытой святости самому ковчегу, совершенно не удивительно, что после того, как Ноах его покинул, нет никаких реальных обсуждений того, что с ним дальше произошло. Однако же на протяжении веков расположение ковчега пробуждало в людях любопытство, и некоторые даже утверждали, что смогли его найти.
Хотя ковчег, скорее всего, не сохранился до наших дней, Талмуд и Мидраш утверждают, что он все еще продолжал существовать и через тысячи лет после Великого Потопа.
Божество Санхерива
В Млахим II мы читаем, что Санхерив, царь Ассирии, после того, как его армии были разбиты во время осады Иерусалима, обосновался в Нинве. После этого сразу сказано: «И было, (когда) поклонялся он в доме Нисроха, божества своего, то Адраммэлэх и Сарэцер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И стал царем вместо него Эйсар-Хаддон, сын его».2
Разбирая этот стих, Талмуд объясняет, что имя божества «Нисрох» связано со словом «несер», «балка», и относится к балке от ковчега Ноаха.3 Когда Санхерив нашел одну из балок ковчега, он возгласил: «Должно быть, это великий бог, который спас Ноаха от потопа!» Затем он обратился к новообъявленному божеству-балке и пообещал: «Если я снова выйду на войну и одержу победу, я принесу двух моих сыновей в жертву перед тобой!» Его сыновья услышали это и решили спастись, убив отца.
Интересно, что Иосиф Флавий в своей работе «Иудейские древности» утверждал, что знал о местонахождении ковчега, и цитировал более ранних историков (в том числе 3-го века до н.э. Бероса Халдея), который говорили, что люди использовали найденные части ковчега в качестве амулетов для защиты от сил зла.4
Виселица Амана
Спустя чуть менее чем 200 лет после Санхерива, во времена истории праздника Пурим, Аман построил виселицу «высотой 50 локтей» (примерно 25 метров) с намерением повесить на ней Мордехая. Есть Мидраш,5 который рассказывает, что один из сыновей Амана был губернатором провинции, где находился ковчег Ноаха, и чтобы воплотить такую заветную мечту отца, как казнь Мордехая, он подарил Аману одну из балок ковчега, ширина которого как раз составляла 50 локтей.6
Почему ковчег сохранился?
Давид пишет в Теилим о Всевышнем, что «память сотворил Он чудесам Своим»,7 чтобы люди помнили Его чудеса и восхваляли Бога. В комментариях к этому псалму объясняется, что именно по этой причине останки ковчега долгое время были целы.
И именно благодаря Божественному Провидению Аман использовал балку от Ковчега, чтобы построить виселицу, на которой он же сам в конце концов и был повешен. И таким образом то же самое дерево, которое когда-то использовалось для спасения будущего всего мира, теперь использовалось для спасения еврейского народа.8
Сноски
- Берешит, 8:4.
- Млахим II, 19:37.
- Талмуд, Сангедрин, 96а.
- См. Иудейские древности,3.6.
- См. Ялкут Шимони, Мегилат Эстер, 1056.
- Берешит, 6:15.
- Теилим, 111:4.
- См. Манот ха-Леви на Мегилат Эстер, 5:14.