Этимология
Маца (ивр. מַצָּה мн.ч. מַצּוֹת) — особенный хлеб из теста, не прошедшего сбраживания). Маца имеет особенноe употребление в дни праздника Песах. В Торе упоминается маца также по отношению к хлебному жертвоприношению. Есть мнение, что слово «маца» однокоренное слову мицуй מִצוּי) ивр. лишённое влаги, «выжатое», в русской традиции — опресноки).
Маца в Песах
В ночь первого дня праздника Песах есть обязанность есть мацу, как сказано в книге Шмот (12, 8): «пусть съедят мясо (жертвоприношения) в эту ночь, испечённое на огне; и с мацот с горькими [травами] пусть съедят его». По постановлению Торы, в эту ночь необходимо съесть, по крайней мере, кезаит маца, кусочек мацы величиной с маслину.
На протяжении всего праздника Песах, помимо первой ночи, нет обязанности есть мацу – ее едят лишь в качестве замены хлеба, который запрещено есть в Песах. По мнению Виленского Гаона, несмотря на то, что в остальные дни праздника Песах нет обязанности есть мацу, тот, кто ее ест, выполняет заповедь. В Торе сказано: «Шесть дней ешь мацот». Талмуд объясняет, что в этих словах нет указания на обязанность есть мацот все дни праздника, но лишь разрешение на то, что это позволено делать.
Маца шмура
Эта часть статьи основана на ответе рава Берла Набутовского, опубликованного на сайте толдот.ру .
Маца шмура («сохранная») – это маца, охраняемая от соприкосновения с водой. Шулхан арух (Орах Хайим 453:4) говорит о трёх уровнях защиты мацы. Первый и самый высокой уровень — для мацы использовалась пшеница, которую оберегали от соприкосновения с водой с момента жатвы. Второй уровень — для мацы использовалась мука, которую оберегали от соприкосновения с водой с момента помола. Третий и самый низкий уровень — для мацы использовалась мука, которую купили в обычном магазине.
Шулхан арух называет первый уровень идур мицва, т.е. выполнение заповеди с особым великолепием, «украшение заповеди». Второй уровень — это то, что требуется для кошерной мацы, которую можно использовать для проведения седера. Мацу, выпеченную «на третьем уровне», вообще нельзя назвать шмура. Её можно использовать только в том случае, когда совершенно невозможно достать муку, которую мололи специально для изготовления мацы.
Отличие прямоугольной мацы от круглой
Отличие прямоугольной мацы от круглой в том, что прямоугольная выпекается с помощью специальной машины, а круглая — вручную. Когда появилась машина для выпечки мацы, по поводу машинной мацы возникло два важных вопроса. Первый: является ли такая маца вообще кошерной для дней Песах, или же это хамец («квасное»)? Второй: можно ли произвести машинную мацу с кавонэ лэ-шем мицва, т.е. с намерением сделать мацу, предназначенную для выполнения заповеди, ибо, только съев мацу, выпеченную специально для исполнения заповеди, человек выполняет обязанность есть мацу в первый день праздника Песах.
По обоим вопросам возникли разногласия между раввинами. Например, рав Хаим из Цанза, автор респонсов Диврей Хаим, считал, что машину для выпечки мацы в большинстве случаев невозможно правильно очистить от теста после завершения выпекания очередной партии мацы. Поэтому следующая партия смешается с тестом, в котором уже начался процесс закваски и будет непригодна для употребления в Песах (Орах Хаим, 2 часть, гл. 35). С другой стороны, легендарный иерусалимский рав Йосеф Хаим Зонненфельд был уверен в том, что быстрая выпечка машинной мацы гарантирует более высокий уровень кошерности.
В вопросе о намерении также не ушли от спора: можно ли назвать нажимание кнопки, которая запускает машину, «намерением при выпечке мацы», или же этого недостаточно, а нужно намерение в каждом конкретном действии, связанном с производством мацы. При этом важно отметить, что спор касается только использования машинной мацы во время седера. Даже если считать, что при нажатии кнопки не может быть должных намерений, всё равно машинную мацу можно есть в Песах.
Довольно широко распространен обычай, что в ночь пасхального седера (лейл-а-седер), для того чтобы выполнить заповедь есть мацу, едят именно мацу, сделанную вручную, в то время как на протяжении всего праздника Песах едят также машинную мацу.
Запрет есть мацу накануне праздника Песах
Наши мудрецы запретили есть мацу накануне праздника Песах, дабы в ночь пасхального седера было заметно, что именно в это особенное время — лейл- а-седер — человек ест мацу для того, чтобы выполнить заповедь.
Благословение на мацу
Маца считается пат а-ба бекиснин, поэтому на нее следует перед употреблением говорить благословение боре миней мезонот, а после ее употребления – аль а-михья, однако, вследствие того, что Тора называет мацу хлебом, в дни Песах, согласно всем мнениям, говорят на мацу до употребления благословение а-моци, а после употребления – биркат а-мазон. Существует спор между поским, какие благословения следует говорить на мацу в остальные дни года: есть поским, которые считают, что и в остальные дни года благословляют мацу а-моци и биркат а-мазон, и таков обычай евреев ашкеназим, другие же — считают, что, поскольку Тора называет мацу хлебом только относительно Песах, тогда в остальные дни года на мацу говорят благословление мезонот и аль а-михья, и таков обычай сефардских евреев.