Спустя поколение после ханукального чуда, в разгар больших беспорядков королева Саломея Александра по прозвищу Шломцион защищала ортодоксальных евреев, помогая им сохранять святые традиции предков.
События Хануки — один из самых широко известных эпизодов еврейской истории: небольшая группа правоверных евреев во главе с семьей Хашмонаев в 167–160-е годы до новой эры восстала против сирийско-греческих захватчиков и вернула народу Израиля возможность вновь молиться в Иерусалимском Храме, учить Тору и соблюдать заповеди.
Их удивительную военную победу и чудо, когда одного-единственного маленького кувшинчика с маслом хватило для того, чтобы огни золотой Храмовой Меноры горели в течение восьми дней, мы вспоминаем каждый год во время праздника Ханука. Но то, что произошло дальше, известно не так широко.
Братья Маккавеи (изначально это было прозвище одного из них, Йеуды Маккавея) основали царскую династию Хашмонаев, правившую Иудейским царством более 200 лет – при этом они не были потомками царя Давида, хотя, согласно закону, еврейские цари должны быть только из рода Давида.
Увы, правители из рода Хашмонаев были неугомонными, самодержавными и не могли спокойно руководить мирным народом — при них страна постоянно находилась на грани гражданской войны. Королеве Саломее Александре, известной еще как Шломит Александра или Шломцион, пришлось противостоять некоторым из самых ужасающих диктаторов из своего народа, чтобы отстоять право иудаизма на существование и восстановить мир в Иудее.
Ключевой факт, который часто упускается, когда рассказывают о Хануке, заключается в том, что в то время многие евреи вели эллинистический образ жизни, сознательно предпочитая ассимиляцию. Они поклонялись греческим божествам и придерживались греческих ценностей.
В течение всего лишь одного поколения после ханукальных событий еврейская община вновь оказалась расколота на фракции. В первую очередь, активную роль играли саддукеи, которые отвергали Талмуд и всю Устную Тору, многие элементы традиционного еврейского образа жизни (с точки зрения иудаизма, они были еретики) и при этом доминировали в правящей верхушке. Главными их противниками и оппонентами были фарисеи, которые придерживались прямо противоположных ценностей.
Королева Саломея и ее грешный муж
Саломея Александра родилась в семье выдающихся ученых из рода Хашмонаев и вышла замуж за члена королевской семьи. Она обладала невероятной храбростью и недюжинной выдержкой. Брат девушки, рабби Шимон бен Шетах, был одним из самых известных раввинов Иудеи, главой Сангедрина и лидером фарисеев.
Было время, когда из-за преследований саддукеев ему стало слишком опасно оставаться в Иудее, и царица Саломея помогла ему спрятаться, как и другим раввинам, выступавшим в интересах истинного иудаизма.
Первый муж Саломеи, Йеуда Аристобул I, был внуком Шимона, одного из Маккавеев, и взошел на престол в 103 году до новой эры. Лидер параноидального типа с манией величия, он заключил в тюрьму своих братьев и даже мать — и всех их уморил там голодом. В период Вавилонского изгнания, которое началось примерно за 500 лет до этого момента, он объявил себя первым истинным царем Израиля и начал войны с соседями Иудеи.
В период острого конфликта между высокопоставленными саддукеями, которые контролировали ежедневное богослужение в Иерусалимском Храме, и набожными фарисеями, не имевшими тогда законной власти, Йеуда Аристобул поддержал саддукеев, вступив с ними в союз.
Перспективы его дальнейшего правления были поистине пугающими, но казалось, ему невозможно противостоять. Тем не менее, королева Саломея использовала всю свою силу, чтобы повлиять на решение мужа. В немногих исторических записях о ее жизни, которые удалось найти, рассказывается, что она решительно выступала против его тирании.
Казни раввинов и мудрецов
Овдовев, Саломея вышла замуж за брата мужа Александра Янная и в некоторой степени даже способствовала тому, чтобы он взошел на престол. Однако, получив власть, новый король проявил себя с неожиданной стороны и даже превзошел своего предшественника, Йеуду Аристобула I, в жесткости.
И снова королева воспользовалась своим положением, чтобы изменить указы мужа, угрожавшие иудаизму.
Однажды во время праздника Суккот царь, симпатизировавший саддукеям, настоял на том, что только он должен служить первосвященником в Храме. Когда пришло время возливать воду на храмовый жертвенник, он шокировал присутствовавших тем, что вместо этого вылил воду себе на ноги. По-видимому, таким образом он хотел показать, что ему следует поклоняться. Это вызвало резкий протест фарисеев и привело к широкомасштабным гражданским беспорядкам. На этот раз фарисеи противостояли саддукеями не на жизнь, а на смерть.
Яннай же решил воспользоваться беспорядками в своих целях и казнил большинство религиозных лидеров Израиля, выступавших за традиционный иудаизм. Многие из тех, кого ему не удалось убить, бежали в Египет, где они были в безопасности. А Яннай, не довольствуясь одними казнями, одним махом распустил Сангедрин — еврейский верховный суд, заменив его верными ему судьями-саддукеями.
Но Саломея и на этот раз использовала свое королевское положение, чтобы отменить эти безумные указы.
Талмуд рассказывает об одном обеде, который монаршая чета проводила вместе. Король Яннай и королева обедали с хлебом, а поскольку Яннай казнил мудрецов, некому было читать им благословение после еды. Тогда королева сказала мужу: «Поклянись мне, что, если я приведу тебе такого человека, ты не причинишь ему зла». Яннай поклялся, и жена вывела из укрытия своего брата, рабби Шимона бен Шетаха.1
Восстановление
Рабби Шимон сумел восстановить свое законное положение еврейского лидера, тем временем Яннай часто отсутствовал, сражаясь за новые земли. Королева Саломея в такие периоды делала все возможное, чтобы продвигать интересы фарисеев, так что в конечном итоге деятельность Сангедрина была восстановлена.
Благодаря поддержке сестры рабби Шимон вместе с рабби Йеошуа бен Гамла ввел правило, ставшее образцом еврейской жизни на тысячелетия вперед: каждый город и поселение обязаны создавать еврейские школы для обучения всех местных детей, давая возможность выходцам из бедных семей учиться бесплатно, если их семьи оказывались не в состоянии платить.
Возвращаясь из походов, Яннай с упорством, достойным лучшего применения, старался отменять указы царицы в поддержку фарисеев, но Саломея смело и упорно продолжала возвращать традиционные еврейские ценности в свод законов Иудеи.
Народ очень любил свою благодетельницу и потому прозвал Саломею Александру Шломцион, что буквально означает «Мир Сиона».
С 76 года до новой эры, когда не стало ее супруга, королева правила уже в одиночестве. Девять лет ее правления стали одним из самых ярких периодов мира и процветания в истории древней Иудеи.
Шломцион укрепляла армию Израиля, строила крепости, в то же время наблюдая, как в стране воцаряются мир и достаток. Талмуд описывает эти годы как время, когда «дождь неизменно шел с наступлением среды и в канун Шабата (согласно Талмуду, это время, когда люди традиционно оставались дома, поэтому ливни их не беспокоили), а зерна пшеницы вырастали размером с фасолины, ячменя — размером с косточки маслин, а чечевицы — как золотые динары».2
Даже на смертном одре королева продолжала думать о междоусобной борьбе в стране. На престол претендовал ее сын Аристобул, союзник саддукеев, и его брат Гирканос. И, хотя в последние месяцы жизни она уступала требованиям Аристобула, жаждущего власти, перед уходом оставила свое строгое царское завещание: после ее смерти править Иудеей должны фарисейские лидеры, гарантируя преобладание традиционных еврейских ценностей и обычаев, иначе говоря, сохраняя иудаизм для будущих поколений в том виде, в каком мы его знаем и сегодня.
Королева Шломцион навсегда осталась в истории еврейского народа как верная и мужественная защитница веры праотцов в чрезвычайно непростой период жизни Иудеи — благословенна ее память!
Сноски
- Талмуд, Брахот, 48а.
- Таанит, 23а.