«Смотри, Я предлагаю вам сегодня» (Ръэ, 11:26).
Вот мы и дожили до Субботы, в которую благословляют месяц Элуль. Приближаются дни суда. Раби Исраэль Салантер, благословенна память праведника, основатель движения мусар так писал об этой Субботе: «Раньше, как я знаю, каждого человека охватывала дрожь, когда он слышал взывающий голос: «Месяц Элуль!» У наших предков была на устах поговорка: «Даже рыбы в море дрожат в Элуле».
Расскажем интересную историю об одном из наших мудрецов, который как-то в дороге увидел крестьянина, вспахивающего поле под осенний посев. Сын же его был ленив и пахал еле-еле. Сказал ему отец: «Паши энергичнее, сын мой. Тот, кто работает с прохладцей в этом месяце, теряет урожай всего года».
Рав был взволнован этими словами и сказал своим ученикам: «Вы слышали, что он сказал? Весь год зависит от приговора, вынесенного в Рош аШана, а приговор выносится в зависимости от подготовки в месяце Элуль, месяце милосердия и прощения. Тот, кто ленится в этом месяце, теряет весь следующий год, не дай Б -г».
Магид из Дубно в своей книге Оель Яаков задал вопрос: чем отличается месяц Элуль от всего года? Ведь мы весь год обязаны соблюдать заповеди, и запрещено совершать грехи. И ответил на это притчей.
Вот история об одном человеке, переехавшем на новое место жительства. Понятное дело, что он искал синагогу, которая соответствовала бы его духу. И нашел. Там было у него свое место, где он скромно сидел. Из молящихся он никого не знал, да и не пытался установить с ними контакт. Только со старостами синагоги познакомился, так как они вызывают к Торе в памятные дни. Но постепенно он стал больше участвовать в делах общины, и тут он услышал о выборах в правление синагоги. Решил он стать кандидатом в члены правления, и тогда его поведение совершенно изменилось. Он вдруг стал “раздавать” всем улыбки, первым здоровался с молящимися и начинал с ними беседу. Он интересовался их здоровьем и здоровьем их семьи. Почему? Потому, что до сих пор он нуждался только в старостах, но во время выборов ему был важен каждый голос. А у каждого молящегося есть право выбора, и кто знает, какой из них перетянет чашу весов.
Мораль этой притчи такова: в течение целого года мы гоняемся за “большими” заповедями, определяющими характер нашей еврейской жизни. Суббота, кашрут и чистота семейной жизни, три молитвы в миньяне. Но кто-то не остерегается в злословии, кто-то пренебрегает изучением Торы.
Вот интересный пример на эту тему. Как-то евреи омывали руки перед заповеданной трапезой. Хазон Иш наблюдал за ними со стороны, а после сказал, что из всех — только один омыл руки в соответствии с алахой.
Но дни суда — это дни “выборов”, ибо на небесах проводится “голосование”. Заповеди на одной чаше весов, а грехи — на другой. И кто знает, может быть, чаши будут уравновешены, и одна маленькая заповедь склонит весы в сторону добра. Еще одно-единственное слово в изучении Торы на чашу. И весь год будет светлым и радостным. И, не дай Б -г, еще одно слово злословия на другую чашу, и — да смилуется Г-сподь.
Поэтому Элуль — это время, когда собираются все “приходящие в руку” заповеди, еще и еще. Соберем их, чтобы добавить вес чаши заслуг.
Сказали наши мудрецы, благословенна память праведников: пусть человек видит себя и весь мир наполовину оправданным и наполовину виновным. Исполнил одну заповедь — перевесил себя и весь мир в сторону заслуг.
Давайте, подумаем, представим себе: день суда. Ангелы спешат, охваченные дрожью.
Напряженная атмосфера, огромные весы. Деяния всего мира положены на чашу весов. Море грехов. Мусор, грязь. И в противовес этому — сокровища заповедей. Свет, ослепительное сияние. И чаши колеблются, дрожат, останавливаются в полном равновесии. Какое напряжение! И тогда кто-то выучил мишну, повторил стих из Торы. Улыбнулся приветливо, сделал доброе дело. И тотчас прилетает белоснежный ангел, созданный заповедью, и добавляется на правую чашу весов, перевешивая ее к добру, и мир спасается от ужасного бедствия! Какой облегченный вздох. И что несравненно важнее — Творец мира пошлет ему успех: ты перевесил моих сыновей к добру. В твою заслугу Я могу подарить им добрый год, изобилие благословений и успехов. Каких же благ удостоится тот человек, какого доброго года! Но ведь не он один перевесил чашу. Но вместе с теми заповедями, которые были там, вся учеба Торы, добрые дела. Так почему же их доля меньше, только потому что сделали доброе дело раньше него?! Нет, это не соответствует алахе. А она однозначно постановляет: прибыль от вклада делится между всеми участниками. Сколько благ и благословений они получат за каждую заповедь и доброе дело, которые они добавили на правую чашу к своим заслугам и заслугам всех вместе.
Рабейну Кафуси писал, что один человек, исполнивший одну заповедь, может привести к тому, что у всего народа Израиля будет свет и радость, «Я предлагаю вам сегодня благословение».
Давайте, добавим заповедей в месяце Элуль и удостоим себя и весь народ доброго и счастливого года.