в , , ,

10 классических идей иудаизма, связанных с луной

image_pdfСохранить в PDFimage_printПечатная версия

1. Еврейский календарь основан на лунном цикле

После исхода из Египта Бог дал Моше указания относительно разработки еврейского календаря. Та дата, когда свидетели замечали в ночном небе серп молодой луны, должна была быть объявлена началом нового месяца. А месяц Нисан, который совпадает с началом весны — то самое время, когда и произошел исход из Египта — должен был стать первым месяцем года.

В древние времена процедура объявления начала нового месяца была связана с приходом свидетелей в Сангедрин, еврейский Верховный Суд. Однако в 4 веке н.э., оценивая политическую обстановку (тогда над Землей Израиля господствовали римляне), величайший мудрец Гилель II понял, что совсем скоро Сангедрин не сможет больше продолжать свою работу, а, значит, многие привычные устои необходимо пересмотреть, в том числе, и то, что касается объявления новомесячий.

Тогда он и другие уважаемые раввины того поколения разработали и установили уникальную систему постоянного календаря, которой мы продолжаем следовать и сегодня. Чтобы облегчить жизнь следующим поколениям, Гилель провел невероятные расчеты, благодаря которым точные даты новомесячий известны до времени прихода Машиаха, пока Сангедрин не будет собран вновь.1

2. Бог уменьшил луну

Талмуд рассказывает, что солнце и луна изначально были сотворены равными по размеру и силе излучаемой энергии светилами. Но Луне не нравилось такое положение дел, и она обратилась к Творцу, благословен Он, с вопросом: «Владыка Вселенной! Разве два царя могут носить одну корону? Ведь это неправильно!»

Всесильный ответил: «Что ж, тогда иди и уменьши себя».

«Но Владыка Вселенной! — воскликнула луна, — лишь из-за того, что я предположила, что это может быть неправильно, я теперь должна  делать себя меньше?»

Бог ответил: «В качестве компенсации ты будешь властвовать и днем, и ночью».

«Но какова ценность этого? — продолжала возмущаться луна. — Какая польза от того, что я буду светить среди бела дня?»

Сказал Всемогущий: «Сыны Израиля будут отсчитывать дни и годы с твоей помощью».

«Но это невозможно, — возразила Луна, — нельзя обойтись без солнца при подсчетах того, что связано с временами года».

«Иди, луна. В твою честь “меньшими” будут упомянуты праведники — Яаков,2 Шмуэль, Давид».3

Видя, что луна никак не может утешится, Бог сказал: «Приносите (жертву) для искупления Моего, потому что Я убавил Луну».4 Рабби Шимон бен Лакиш говорил, что именно с этим связано особое жертвоприношение, которые евреи должны были совершать в новомесячия.

3. Еврейский народ переживает периоды усиления и ослабления, подобно луне

Тот факт, что еврейский календарь основан на луне, вовсе не является случайным.

В течение первых 15 дней месяца луна постепенно превращается из тонкого серпа в блестящий диск. Точно таким же образом в течение 15 поколений от праотца Авраама до царя Шломо еврейский народ вырос, превратившись из одного преданного слуги Всевышнего в могущественный народ, в среде которого был построен Святой Храм.

Однако с этого же возвышенного периода начался постепенный спад духовного уровня евреев, продолжавшийся до тех пор, пока еще через 15 поколений при правлении царя Цидкияу для нашего народа не настала абсолютная тьма — вавилонское изгнание и разрушение Первого Иерусалимского Храма.5

Но так же, как и в случае с луной, наша история циклична, а потому повествование не заканчивается во тьме, ведь что когда луна полностью скрывается, оставляя ночное небо пустым, мы точно знаем, что ее свет вот-вот засияет снова.

4. Солнце и луна: Эсав и Яаков

Отмечая, что римляне (потомки Эсава) использует солнечный календарь, в котором система месяцев полностью автономна от лунного цикла, наши мудрецы говорят, что вполне естественно, что старший брат Эсав в качестве “своего светила” выбирает большее из них, в то время как младший брат, Яаков (прародитель еврейского народа), предпочитает меньшее —  луну.

Но в этом есть и более глубокий смысл: солнце сияет ярче, но ночью оно полностью от нас скрывается. А вот луну можно увидеть и днем, и ночью. Эсав видит основной смысл жизни в достижениях, касающихся этого мира (который сравнивается с днём), но из-за этого ему не на что рассчитывать в мире будущем (сравнивающимся с ночным временем). Яаков же, напротив, имеет  удел и в этом мире, и в грядущем.6

5. Благодарность за луну как приветствие Бога

Каждый месяц евреи исполняют важную заповедь и произносят особое благословение, известное как Кидуш Левана — «Освящение Луны». Это происходит, когда они становятся свидетелями того, как луна вновь появляется в небе и снова становится полной.7

Мудрецы Талмуда говорили, что своевременное благословение луны можно сравнить с приветствием Шхины, Божественного присутствия.8

6. Моше и Йеошуа подобны светилам

Талмуд проводит еще одну параллель между светилами и людьми и сравнивает Моше Рабейну и его ученика Йеошуа бин Нуна с Солнцем и Луной соответственно.9

Моше был подобен солнцу, настоящему источнику энергии, света и тепла, потому что он передал евреям Тору и принес этим свет Божественности в мир. Он представляет подход к служению Богу «сверху вниз».

А Йеошуа, с другой стороны, сравнивается с луной, которая не имеет собственного света и лишь отражает солнечный. Это символизирует подход к служению «снизу вверх» — идею преобразования и возвышения физического мира в «луну», сосуд для божественного света.

7. Бедняки сравниваются с луной

Зоар сравнивает нуждающихся людей с луной, которая не имеет своего собственного света.

Но, говорят они, точно так же, как солнце свободно передает свой свет луне и ничего при этом не теряет и не требует взамен, так и мы должны делиться своими средствами с теми, кто стеснен в финансовых возможностях. «Займись моим счетом, — обещает Всемогущий, — и в ответ я не поскуплюсь и щедро отплачу тебе».10

8. Лунные затмения — плохие предзнаменования

Талмуд рассказывает, что лунное затмение считается плохим знаком для евреев, весь календарь которых строится вокруг лунных циклов.

Однако не следует упускать из виду и учение о том, что «когда евреи исполняют волю Всевышнего, им не нужно беспокоиться о предзнаменованиях или небесных явлениях. Ибо так говорит Всевышний: «Не пугайтесь знамений небесных».11

9. Изучение Торы при лунном свете

Талмуд описывает привычки нескольких раввинов, которые были тем свойственны относительно процесса изучения Торы. Некоторые предпочитали хорошо высыпаться по ночам, чтобы учиться с удовольствием в течение всего дня, в то время как другие, напротив, видели смысл использовать для абсолютного погружения в святые тексты именно тихие ночные часы.

Великий мудрец рабби Шимон бен Лакиш, предпочитавший вторую точку зрения, обычно говорил, что луна была создана только для того, чтобы люди могли изучать Тору по ночам, пользуясь ее светом.12

10. Чистый лист

В иврите есть два слова, которыми можно назвать луну: яреах, что буквально переводится как «месяц», и левана, что означает «белая».

В мистических произведениях левана олицетворяет чистый лист, который получает свое наполнение из других мест. Она ассоциируется с явлением малхут («царской властью»), которое не имеет ничего своего, но при этом собирает и перенаправляет сияние Божественных граней, которые ее предвосхищали.

Белизна, представляющая собой отсутствие цвета, подразумевает нечто, что было полностью вымыто и очищено. В этом смысле, как объясняет Зоар, луна ассоциируется с галахой — продуктом обширных изучений и исследований вопроса, которые необходимы прежде чем будет сформировано его окончательное решение.13

Сноски

  1. Подробнее о системе еврейского календаря читайте в статье “О еврейском календаре”.
  2. Амос, 7:2.
  3. Шмуэль I, 17:14.
  4. Талмуд, Хулин, 60а (см. перевод Адина Эвена-Исраэля Штейнзальца.
  5. Шмот Раба, 15:26.
  6. Берешит Раба, 6:4.
  7. Подробнее о системе еврейского календаря читайте в статье “Благословение луны («Кидуш Левана»)”.
  8. Талмуд, Сангедрин, 42а.
  9. Талмуд, Бава Батра, 75а.
  10. Тикуней Зоар, тикун 44.
  11. Талмуд, Сукка, 29а, цит. Ирмияу, 10:2.
  12. Талмуд, Эрувин, 65a.
  13. См. Зоар, 3:248б.

Жалоба

Проголосуйте:

0 баллов
За Против

Добавить комментарий

Загадки коронавируса. 8 вопросов о Covid-19, на которые у ученых нет ответов

Что скрывают от нас ученые-эволюционисты?