Рабби Йеуда бен Бецалель Лёв (15121–1609), более известный как Маараль из Праги (Морейну ха—Рав Лёв («Наш учитель рабби Лёв») (1) считается одним из передовых талмудистов, каббалистов и философов всех времен. Его учения оказали большое влияние на еврейских мыслителей и философию.
1. Его рождение спасло евреев от кровавого навета
Маараль родился во время пасхального седера, в ночь 15 числа месяца Нисан.(2) Это была эпоха кровавых наветов (антисемитские лживые утверждения о том, что евреи похищают и убивают христианских младенцев, чтобы использовать их кровь при выпечке мацы). По преданию, когда мать рабби Йеуды начала рожать прямо во время седера, гости выбежали, чтобы позвать акушерку. В это же самое время какой-то нееврей шел по еврейскому кварталу с мешком, в котором лежал мертвый младенец, с надеждой незаметно подложить его евреям и сразу же сообщить о «преступлении» властям. Когда гости выбежали из дома, чтобы звать акушерку, преступник в темноте не понял, что происходит, и подумал, что эти евреи кричат из-за него и сейчас же попытаются его поймать, поэтому попытался убежать. Ночной сторож, увидев, что кто-то бежит, держа в руках мешок, а за ним следует толпа кричащих людей, поймал преступника и таким образом сорвал попытку кровавого навета.
2. Его жена Перл была великим мыслителем
Согласно знаниям о семье рабби Йеуды, дошедшим до нас через его потомков, Перл, жена Маараля, была блестящим знатоком и исследователем Торы и Талмуда. Она помогала своему мужу написать некоторые респонсы, а также собрала, привела в порядок и отредактировала его многочисленные литературные произведения.
Как упоминается в еврейских книгах:
Теперь даже Перл могла спокойно сидеть и учиться. Каждый день у нее был урок с мужем, и они не только изучали Талмуд и еврейские законы(3) вместе, но еще и этику и метафизику. Она говорила о себе, что с тех пор, как ей исполнилось восемь лет, ни дня не прошло, что она не уделяла учебе как минимум пять часов. После того, как Перл вышла замуж за Маараля и стала свидетелем того, что многие люди отправили ему галахические вопросы, именно она зачитывала эти письма ему, а затем записывала его ответы. Она привела в порядок и отредактировала все литературные произведения Маараля. Сообщается, что, как минимум, в восьми местах она обнаружила ошибки в том, что писал ее муж,, и это были ошибки в цитатах мудрецов или комментарий Раши . . .(4)
3. Он считал, что в Големе нет ничего особенного
Пожалуй, самый известный из многих рассказов о Маарале связан с его созданием Голема — некоего гуманоида из глины, который был оживлен благодаря глубоким каббалистическим познаниям рабби Йеуды и использованию им одного из сильнейших Божественных Имен. Голем был создан ради защиты евреев, которые в тот период подвергались постоянным преследованиям.
Вообще, говоря об истории Голема, интересно отметить, что сам Маараль не чувствовал, что создание Голема было чем-то необыкновенным. В конце концов, Талмуд описывает, как каждую пятницу рабби Ханина и рабби Ошая использовали мистический труд Сефер Йецира (Книга Творения), чтобы создавать теленка, которого они собирались есть в Шаббат. Маараль считал, что использование Сефер Йецира, содержащую те Божественные Имена, через которые Всевышний сотворил мир, было таким же обычным действием, как молитва (что также может повлиять на существующую реальность и изменить ее). И хотя Махарал признавал, что это не «естественный путь» появления живого на свет, он все еще чувствовал, что «находится в рамках этого мира».(5)
4. Он вдохновил своего пра-пра-пра-правнука
Маараль из Праги скончался 18-го Элула в 5369 году (1609 г.). И в этот же самый день, семь поколений спустя,(6) в 5505 году (1745) родился его седьмой прямой потомок, первый хабадский ребе, рабби Шнеур Залман из Ляд. (Основатель хасидского движения рабби Исраэль Баал Шем Тов родился в тот же день в 5458 году [1698]).
На титульной странице книги Тания рабби Шнеур Залман пишет, что его работа основана «на книгах и на авторах». Упоминание рабби Шнеуром Залманом «книг» относится к произведениям его предка, Маараля (вместе с «Шней Лухот ха-Брит» рабби Йешаи ха-Леви Горовица).
5. Он отстаивал правдивость Мидраша и Агады
Если рассматривать множество работ рабби Йеуды, можно обратить внимание на его особый подход к Мидрашу и Агаде. Маараль был непреклонен в том, что каждая история, рассказанная и записанная раввинами Талмуда, правдива. Они являются частью божественной мудрости, так же как Писание или галаха, к которым относятся с уважением все евреи. И в то же время он подчеркивал, что эти истории относятся к «духовной реальности», а не к физической.
6. Он считал изгнание еврейского народа неествественным
Маараль посвятил значительную часть своих трудов изгнанию и окончательному искуплению еврейского народа в эпоху Машиаха — галуту и геуле. Как он выражался, изгнание по своей сути неестественно:
Изгнание само по себе является доказательством и явной гарантией искупления. Потому что нет никаких сомнений в том, что изгнание является изменением в природном ходе вещей и отходом от обычного распорядка. Благословенный Пресвятой поместил каждый народ в подходящем для него месте, поэтому он расположил и народ Израиля в подходящем для него месте, то есть в земле Израиля. Изгнание народа с его места — это полное изменение и нарушение этого порядка. Все, что перемещается со своего естественного места обитания за его пределы, не может оставаться в том месте, которое для него не является естественным. Наоборот, ему необходимо вернуться в свое естественное место. Потому что, если оно останется в неестественном для себя месте, то неестественное станет естественным. Но ведь невозможно, чтобы неестественное стало естественным. Приведем пример: это похоже на попытку заставить огонь льнуть к земле, тогда как в его природе заложено стремиться вверх, или как попытка удержать в воздухе некую твердую материю, когда ее естественное состояние — стремиться к падению на землю. Если бы вы могли достичь этого, тогда вы сделали неестественное естественным.(7)
7. Он придавал отдельный глобальный смысл Исходу из Египта
Известная работа Маараля касается вопроса о праздновании Песаха во время изгнания и преследований.
Как еврейский народ в средние века мог праздновать Исход из Египта, если тогда он был погружен в горькую тьму галута и преследований, включающих в себя массовые убийства, клевету, кровавые наветы, инквизицию и гонения?
Он объясняет, что Исход был не просто общественно-политическим событием, когда рабам вдруг было разрешено массово покинуть страну и начать строить собственную жизнь. Это была также некое экзистенциальное изменение, в котором обретение свободы было «связано» с самой психикой народа. Благодаря Божественному освобождению от египетского рабства был создан новый тип человека: индивидуум, который никогда не смог бы мирно жить в угнетении и всегда бы жаждал свободы. Исход из Египта изменил душу человечества, наделив ее неотъемлемым стремлением к свободе и врожденным отвращением к подчинению.(8)
8. Он был главным раввином Староновой синагоги
Синагога Маараля в Праге, известная как Староновая синагога, была построена в последней трети XIII века и является старейшей действующей синагогой в Европе. Нацисты, желающие использовать ее в качестве музея, не уничтожили в Праге ни эту синагогу, ни все остальные. Говорят, что тело Голема было спрятано на чердаке этой синагоги, и потому запрещено кому-либо подниматься туда.
В общине Староновой синагоги существует множество уникальных обычаев, введенных еще самим Мааралем — на стене внутри можно найти их перечисление. Одним из таких обычаев, например, является повторение 92 псалма дважды (вместо одного раза) в пятницу вечером во время кабалат шабат.
9. Он учил, что существует несколько уровней истины
Согласно подходу Махарала, каждая деталь Торы и Талмуда точна, даже это кажущаяся случайной метафора.
Например, когда Талмуд говорит нам, что рост Моше Рабейну составлял 10 локтей (приблизительно 5 метров), рабби Йеуда объясняет, что настоящий, истинный Моше был ростов 5 метров. Не тот Моше, которого видели люди — они видели лишь физическую оболочку Моше Рабейну, поскольку он был человеком, а потому родился в обычном теле в нашем физическом мире. Но Моше был особенным целостным в духовном плане человеком, а десять — это число целостности завершенности, поэтому рост Моше должен был быть именно 10 локтей. Конечно, пишет Маараль, все, что происходит в духовном мире, могло быть соответствующим образом отражено и в мире физическом, а потому вполне, вероятно, что Моше Рабейну и физически был выше среднего человека.(9)
Сноски
- Точный год его рождения до сих пор вызывает разногласия. Мнения варьируются от 1512 до 1526 года.
- Толдот ха-Поским, Биур аль Шулхан Арух.
- В оригинальной идишской версии (Воспоминания Любавического ребе, том 2, стр. 135) мемуаров также упоминается, что рабби Йеуда и Перл вместе изучали Поским. Непонятно, почему эта деталь была опущена в переводах на другие языки.
- Воспоминания Любавического ребе, том 2, стр. 222.
- Маараль, Бэер ха-Гола, бэер 2.
- См. соответствующий ха-Йом Йом (см. также Бейт Ребе, ч. 1).
- Нецах Исраэль, ч. 1
- Гвурот Ашем, ч. 61
- См. Хидушей Агадот на Талмуд, Бава Мециа 84a.