1. Лидер евреев
Это произошло в непростой период для еврейского народа, во время вавилонского изгнания: двоюродная сестра Мордехая, Эстер, стала супругой Ахашвероша, властителя Персии. При этом сам Мордехай в те годы был признанным лидером евреев и даже занимал место главы Сангедрина, Верховного еврейского суда.
Полная драматических моментов история Мордехая и Эстер описана в книге Ктувим (Писания) под названием Мгилат Эстер — «Свиток Эстер». Мы читаем его каждый год в праздник Пурим, установленный еврейскими мудрецами во главе с самим Мордехаем еще в 4 веке до новой эры.
2. Потомок царя Шауля
В Мгилат Эстер, соавтором которого был Мордехай, он представлен как «сын Яира, сына Шими, сына Киша, из колена Биньямина».1 Известно, что Шими и Киш были тесно связаны с семьей царя Шауля, который также был из колена Биньямина.
Мудрецы считают Мордехая прямым потомком Шауля, а в древних таргумах (таргум – перевод; переводы на иудео-арамейский язык) Танаха приводится его точная генеалогическая цепочка.2
3. Попал в Персию с царем Йехонией
Родившись и проведя молодые годы на Святой Земле, Мордехай оказался среди 10 000 представителей элиты Иерусалима, взятых в плен вавилонским царем Навуходоносором вместе с царем Иудеи Йехонией.3
4. Взял Эстер под опеку (и женился на ней)
Дядя Мордехая Авихаил и его супруга умерли молодыми, а их дочка по имени Адасса осталась сиротой. Мордехай взял девочку в свой дом и вырастил.4 Согласно мнению многих мудрецов, когда она повзрослела, он заключил с ней брак.5
5. Пророк
Талмуд рассказывает, что в еврейском народе было 48 великих пророков и 7 великих пророчиц. Раши приводит имена всех 48 мужчин, и, хотя Писание не содержит явных упоминаний о том, что Бог разговаривал с Мордехаем, он тоже назван в этом списке.6
6. Советник царицы
Когда Адасса, известная под персидским7 именем Эстер (в честь богини Иштар), была доставлена во дворец царя Ахашвероша, Мордехай предупредил ее, чтобы она не раскрывала правду о своем еврейском происхождении, семейном положении и тем более о том, что ее семья относится к царскому роду. А чтобы по возможности следить за ее благополучием, он позаботился о том, чтобы быть приближенным к царскому дворцу.8
7. Его еврейское имя — Петахья
Подобно Эстер, которая при рождении была названа еврейским именем Адасса («мирт»), Мордехай был известен среди еврейского населения как Петахья. Это имя в переводе с иврита означает «Бог открывает», потому что он «раскрывал» слова людей, чтобы понять их намерения.9
8. Полиглот
В Писании он назван Мордехай Бильшан.10 Слово Бильшан связано с ивритским словом лашон — «язык». А этот титул он получил, потому что свободно говорил на множестве языков.11
Фактически, будучи главой Сангедрина, Мордехай должен был знать все 70 существующих на тот момент языков. И эти навыки ему очень пригодились, когда однажды он случайно услышал, как двое царских стражников, общаясь на своем родном фарси, замышляют устроить переворот.12 Мордехай тотчас сообщил об их заговоре, и жизнь царя была спасена.13
И хотя награду за такой свой поступок ему пришлось подождать, в конце концов, Ахашверош отплатил ему благодарностью, приказав, чтобы его облачили в царские одежды и провезли по улицам столицы верхом на царском коне. При этом коня вел под узду сам главный министр царя, Аман, каждые несколько шагов провозглашая: «Так бывает с человеком, которого царь желает почтить!»14
9. Учитель для малышей
Мордехай был великим знатоком Торы, но часть своего времени и энергии он отдавал тому, чтобы обучать детей, в которых он видел продолжателей еврейства.15
10. Первый, кого назвали «евреем»
Несмотря на то, что он был из колена Биньямина, Писание называетего йеуди,16 то есть евреем, что также связывает его с коленом Йеуды.
Согласно Талмуду, само имя Йеуда происходит от корня ивритского слова, означающего «признание». Он заслужил прозвище йеуди за то, что признавал достойным поклонения только Единого Бога, отважно отказываясь поклоняться кому бы или чему бы то ни было еще.17
11. Не кланялся Аману
Из Мгилат Эстер мы знаем, что Ахашверош постановил, чтобы все в его царстве, встречая Амана, которого он назначил премьер-министром, кланялись ему. Но Мордехай имел редкую смелость не исполнять такой указ. И в какой-то момент это так разозлило Амана, что он обратился к царю с просьбой уничтожить всех евреев18 (и, чтобы поспособствовать его согласию, даже дал для этого в царскую казну большую сумму!). А самого Мордехая он собирался показательно повесить на дереве высотой 25 метров.19
12. Убедил Эстер поговорить с царем
Как только Мордехай услышал об этом указе, он стал соблюдать траур: облачившись во вретище и посыпав голову пеплом, молился на улице персидской столицы, недалеко от дворца. Эстер поспешила послать к нему своего человека узнать, что же случилось. Мордехай объяснил и убедил Эстер отправиться к царю на аудиенцию, чтобы поговорить от имени своего народа.
Это требовало от нее недюжинной храбрости, потому что инициатива встречи с Ахашверошем, исходящая не от него самого, а от посетителя, могла обернуться смертной казнью. Но Мордехай настаивал на том, что Бог не случайно вознес ее на царский престол, а, в первую очередь, именно для спасения народа.20
13. Премьер-министр
После того как Эстер изобличила Амана как подлого зачинщика геноцида, Ахашверош отдал в ее распоряжение дворец злодея и вместо него назначил главным министром Мордехая.21
Примечательно, что, несмотря на то, что Мордехай усердно трудился ради своего народа, его описывают как «приемлемого для большинства его собратьев».22 А это указывает на то, что такое его назначение не вызывало у евреев особого оптимизма.
14. Похоронен в Иране
Спустя почти 2500 лет после событий Пурима иранские евреи, а также мусульмане, до сих пор с благоговением указывают на гробницы Мордехая и Эстер, расположенные в Хамадане, иранском городе, расположенном в 300 с небольшим километрах к юго-западу от Тегерана.
Сноски
- Мегилат Эстер, 2:5.
- См. Таргум и Таргум Шени на Мегилат Эстер, 2:5.
- Млахим I, 24.
- Мегилат Эстер, 2:7.
- Мегила, 13а.
- Мегила, 14а, и коммент. Раши там же.
- Рабби Нехемия в Эстер, 13а, учит, что она была названа в честь богини Иштар, чье имя означает «утренняя звезда».
- Мегилат Эстер, 5:9-13.
- Мишна, Шкалим, 5:1.
- Нехемия, 7:7.
- Менахот, 65а.
- Мегила, 13б.
- Мегилат Эстер, 2:21-23.
- Мегилат Эстер, 6.
- Ялкут Шимони, Эстер, 1057.
- Мегилат Эстер, 2:5.
- Мегила, 13а (см. также версию, что это имело отношение к тому, что по матери он происходил из колена Йеуды).
- Мегилат Эстер, 3.
- Мегилат Эстер, 5:14.
- Мегилат Эстер, 4.
- Мегилат Эстер, 8:1-2.
- Мегилат Эстер, 10:3, как указано в Мегила, 15а.