1. Брат Моше Рабейну
Как рассказывает Тора, Аарон появился на свет в семье Амрама и Йохевед из колена Леви и был их вторым ребенком. Старше него была сестра Мирьям, младше – брат Моше, впоследствии пророк, избранный Всевышним, чтобы вывести сынов Израиля из Египта и даровать им Тору на Синае.
2. Разница в возрасте
Рассказывая о том, что Моше и Аарон пришли к фараону перед тем, как начались египетские казни, чтобы призвать его отпустить евреев из рабства, Тора пишет: «Моше было восемьдесят лет, а Аарону — восемьдесят три года».1 Благодаря этому стиху мы знаем, что разница в возрасте у братьев была три года. А кроме того, эти строки вдохновляют нас на то, что никогда не поздно начать что-то новое в жизни, включая даже самую ответственную миссию.
О том, что Мирьям тоже была старше Моше, мы знаем из того, что когда его, трехмесячного младенца, пришлось в корзине спустить в Нил, она присматривала за ним, а затем, когда его обнаружила и решила усыновить дочь фараона, Мирьям организовала так, чтобы ихродная мать стала кормилицей для малыша.2
Еще известно, что, когда фараон издал указ, чтобы всех новорожденных мальчиков бросали в Нил, она вместе с матерью уже работала как акушерка.3 К сожалению, точный ее возраст в Торе не приводится.
3. Представитель Моше перед общиной и фараоном
Когда Бог убеждал Моше выступить в качестве Его посланника (а Моше, будучи человеком очень скромным, изо всех сил сопротивлялся), пойти к фараону и потребовать отпустить евреев из Египта, то Он сказал ему: «Аарон, твой брат, левит, он будет говорить! И также выходит он тебе навстречу, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем. И будешь говорить ему, и влагать слова в уста его, а Я буду повелевать твоими устами и его устами, и укажу вам, что делать. И будет он говорить вместо тебя народу, и будет: он тебе будет устами, а ты будешь ему вместо Всесильного».4
4. Помогал Моше наводить казни на Египет
Важно знать, что Аарон не просто говорил за своего брата. На самом деле он совершил много чудесных знамений от Имени Всевышнего, в том числе на одной из первых встреч с фараоном превратил свой посох в змея, а затем заставил его поглотить посохи придворных волхвов. И также с помощью своего посоха он навел на Египет первые три казни: кровь, лягушек и вшей.5
5. Аарон и Моше были равны
Нередко при упоминании обоих братьев в Торе имя Моше стоит перед именем Аарона, хотя тот старше. Однако этот порядок иногда меняется на противоположный, чтобы научить нас тому, что во многих ситуациях Аарон ничуть не уступал брату, которого считают величайшим пророком Израиля всех времен, например, в том, что касается его духовного развития и положительных качеств характера.6
6. Его жену звали Элишева
Тора сообщает, что Аарон женился на «Элишеве, дочери Аминадава, сестре Нахшона, и она родила ему Надава и Авиу, Элазара и Итамара».7
Почему здесь упоминается не только отец девушки, но и ее брат? Мудрецы поясняют, что при выборе потенциальной жены важно смотреть на ее братьев, потому что по ним можно судить, в какой семье она выросла, с кем прошли годы ее становления.8
7. Золотой телец
Когда, ошибочно рассчитав время, народ с нетерпением ждал, что Моше спустится с горы Синай, а он не появился, началось страшное: возбуждение достигло опасного предела, и люди потребовали от Аарона нового предводителя — «божество», которое повело бы их дальше в путь.
Понимая, что Моше вот-вот вернется и надеясь оттянуть время,9 Аарон велел народу собрать и принести золото для изготовления божества. Он руководствовался тем, что обычно люди с трудом расстаются с драгоценностями, а кроме того, был уверен, что женщины не захотят отдавать свои украшения для такой не благой цели (и в этом оказался целиком прав).
Однако, не получив драгоценности от женщин и не желая тратить время на долгие уговоры, мужчины принесли Аарону свое собственное золото, бросили его в огонь — и с помощью колдовства египтян, которые вышли из Египта вместе с евреями, возник золотой телец, словно живой, что вызвало необычайное ликование.10 Народ уже вел себя по законам толпы.
8. Первосвященник
Спустя время, уже после того, как Всевышний простил евреев за грех изготовления золотого тельца, он повелел им начать строить Скинию Завета, переносной Храм, и по Его воле Аарону предстояло стать в нем первосвященником.
Впоследствии все священники (коэны) в Скинии, а позже и в обоих Святых Иерусалимских Храмах, происходили от потомков Аарона.11
9. Молча переживал тяжкое горе
Увы, торжественное открытие Скинии Завета было омрачено трагедией. Двое старших сыновей Аарона, Надав и Авиу, не имея на то повеления Всевышнего, вошли в Святую Святых и «принесли пред Богом огонь чуждый, которого Он не повелевал… И вышел огонь от Бога и пожрал их, и умерли они пред Богом».12
Как на это отреагировал Аарон?
Говорит Тора: «и безмолвствовал Аарон».13 Это говорит о его полном принятии наказании Творца и безусловной вере в Него даже перед лицом непостижимой потери. Мудрецы добавляют, что за это Аарон был вознагражден.14
10. С ним говорил Бог
Большинство заповедей Всевышний передавал евреям через Моше. В некоторых случаях Он обращался и к Моше, и к Аарону.15 А бывало, даже только к Аарону. Например, после того, как он сдержался после гибели двух старших сыновей и не стал упрекать за это Бога, именно через него евреям была передана заповедь о том, что священнослужители не могут входить в Скинию или выполнять какие-либо священные работы, выпив вина.16
11. Его лидерство пытались оспорить
Не все приняли тот факт, что первосвященником стал родной брат Моше. Их честолюбивый двоюродный брат, Кораха, возмутился, что эта почетная должность досталась не ему, и спровоцировал восстание, прикрываясь двуличным обвинением Моше и Аарона в том, что «все собрание свято, и Господь среди них. Так почему же вы возвышаетесь над собранием Господа?»17
Всевышний на это более чем наглядно продемонстрировал, что именно Он избрал Аарона и его потомство для служения Себе: сначала земля «раскрыла уста», поглотив лидеров восстания, их дома и все имущество,18 а затем от Бога вышел огонь, пожравший остальных претендентов на священство.19 В довершение всего посох Аарона чудесным образом расцвел и на нем даже созрел миндаль.20
12. Любил мир и примирял сорящихся
Известно, что великий мудрец Гилель наставлял: «Будьте учениками Аарона — любящими мир, стремящимися к миру, теми, кто любит творения (Бога) и приближает их к Торе».21
Всякий раз, когда Аарон узнавал, что люди оказались вовлечены в ссору, он по очереди приходил к каждому из них и говорил, что должен передать сообщение от того, с кем тот поссорился. Аарон рассказывал, будто другой очень желает положить конец вражде и поэтому послал его с просьбой о примирении.
Говоря таким образом с обеими сторонами конфликта, Аарон способствовал тому, что, когда эти люди встречались, каждый был уверен, что другой хочет мира, и это быстро приводило к возобновлению отношений.22
13. Дата его смерти — единственная такого рода дата, упомянутая в Торе
После того, как Моше и Аарон согрешили в Мей-Мерива – вместо того, чтобы обратиться к скале, которая должна была дать воду, со словами, как повелел Всесильный, они ударили по ней, это лишило их возможности войти в Святую Землю.23
Поэтому в книге Бемидбар мы читаем, что «Аарон взошел на гору Ор по слову Господа и умер там, в первый день пятого месяца (Ава) на сороковом году исхода сынов Израиля из Египта».24 Так он стал единственным человеком, точная дата смерти которого зафиксирована в Торе.
14. Ему наследовал его сын Элазар
Когда пришло время, Моше в соответствии с волей Всевышнего сопроводил брата и его сына Элазара на гору Ор к пещере, которая должна была стать местом последнего упокоения Аарона. Там Моше помог брату снять облачение первосвященника и передал эти одежды Элазару, таким образом передав ему и должность отца.25
15. Народ оплакивал Аарона целый месяц
Когда Моше и Элазар вернулись в стан сынов Израиля без Аарона, «увидели они, вся община, что скончался Аарон, и оплакивали они Аарона тридцать дней, весь дом Израиля».26
Это массовое выражение скорби было уникальной данью памяти именно Аарона, который посвятил свою жизнь установлению мира между людьми и был всеми любим.27
Сноски
- Шмот, 7:7.
- Шмот, 2.
- Подробнее об этом можно прочитать на нашем сайте в гл. 4 статьи «10 фактов о Мирьям, сестре Моше и Аарона, которые должен знать каждый».
- Шмот, 4:14-16.
- Шмот, 7-8.
- Берешит Раба, 1.
- Шмот, 6:23.
- Бава Батра, 110а.
- Шмот Раба, 37:2.
- Шмот, 32.
- Шмот, 28:1.
- Ваикра, 10:1-2.
- Ваикра, 10:3.
- 3вахим, 115б; Ваикра Раба, 12.
- См., напр., Ваикра, 11:1.
- Ваикра, 10:8.
- Бемидбар, 16:3.
- Там же, 16:32-33.
- Там же, 16:35.
- Там же, 17:23.
- Пиркей Авот, 1:12.
- Авот д’рабби Натан, 12.
- Бемидбар, 20:24.
- Там же, 33:38.
- Там же, 20:28.
- Там же, 20:29.
- Раши на тот же стих.