Книга воспоминаний под печальным названием “Запасной” рассказывает о жизни, полной боли.
Мемуары принца Гарри читать очень непросто; практически на каждой странице он описывает жизнь, наполненную душевной болью.
Книга, написанная американским писателем и журналистом Джоном Мёрингером, может показаться собранием обид, накопленных принцем за всю жизнь. Она начинается цитатой Уильяма Фолкнера: «Прошлое не мертво. Оно даже не прошлое». На более чем 400 страницах Гарри подробно описывает все многочисленные оскорбления, акты пренебрежительного отношения и обиды, которые глубоко сформировали личность человека, которым он является сегодня.
Некоторые жалобы принца кажутся легкомысленными, их высмеивали и критиковали с тех пор, как вышла книга. (Например, речь об эпизоде, когда он и его старший брат Уильям посещали свою бабушку королеву Елизавету II в ее замке Балморал в Шотландии, что и тому выделили бОльшую спальню, чем ему самому.) Другие истории буквально обжигают грустью: как посреди ночи 12-летнего Гарри разбудили, чтобы рассказать, что его мать, принцесса Диана, погибла, и он оставался до утра в полном одиночестве без какой-либо поддержки и утешения.
“Запасной” — это крик души, разъяренное нападение на институт британской королевской семьи и представителей различных международных СМИ, а также нас, их заядлых читателей и преданную аудиторию. Вот пять уроков, согласующихся с еврейским мировоззрением, которые мы можем извлечь из этого бестселлера.
1. Сплетни убивают
«Смерть и жизнь во власти языка»,1 — пишет царь Шломо, считающийся мудрейшим человеком в мире. Согласно иудаизму, говорить плохо о других людях подобно их убийству.
Сердечная боль, которая нависла над Гарри, — это трагическая гибель принцессы Дианы в 1997 году, когда машина, в которой она ехала, мчалась по парижскому тоннелю в тщетной попытке уклониться от преследовавших ее репортеров и разбилась. Потеря матери изменила жизнь принца Гарри, вызвав у него пожизненную неприязнь к прессе. Позже он не раз описывал, как каждую его оплошность радостно подхватывали в СМИ, а порой даже приукрашивали детали.
Его жена Меган Маркл тоже подвергалась преследованиям репортеров и не раз доводилась ими до слез. Девушку буквально травили: за неблагородное происхождение, цвет кожи, профессию актрисы…
Главный урок, который мы усваиваем, читая мемуары принца, это то, насколько неправильно и опасно относиться к другим людям как к корму для сплетен, а не как к реальным, сложносочиненным человеческим существам, заслуживающим уважения.
Талмуд рассказывает, что каждый раз, когда мы распространяем сплетни о других людях, страдают трое: говорящий, сам объект сплетен и слушатель. Распространение сплетен и даже просто выслушивание приводят нас к состоянию опасности.
По иронии судьбы, публикуя свои мемуары, принц Гарри увековечивает этот болезненный и разрушительный порочный круг: его книга наполнена негативными и нелестными описаниями о ближайших родственниках, а публикация подобных воспоминаний затрудняет любое возможное примирение с семьей.
2. Нацистская униформа и встреча с раввином Джонатаном Саксом
Один из самых волнительных эпизодов книги описывает решение 21-летнего принца в 2005 году, посетить костюмированную вечеринку, облачившись в нацистскую форму с изображением свастики на повязке и приклеив накладные усы как у Гитлера.
В своих воспоминаниях Гарри пытается снять с себя полную ответственность за это решение. Он утверждает, что мало что помнит о своих действиях в магазине проката маскарадных костюмов, объясняя это тем, что в этот период жизни в его памяти нередко случались провалы, что было связанно с гибелью Дианы.
Он также пишет, как звонил за советом своему брату принцу Уильяму и его тогдашней девушке Кейт и спрашивал, что они думают. Когда он представил им, какой выбор костюмов имеется, они определенно выбрали нацистскую форму. Гарри вспоминает что отчаянно хотел рассмешить свою будущую невестку Кейт, и это был идеальный способ. Он ни разу не извиняется за содеянное, хотя и описывает чувство «ненависти к себе» после того, как его фотография в образе нациста просочилась в прессу.
После вечеринки глубоко пристыженный принц позвонил своему отцу, (тогда еще принцу) Чарльзу, который, однако, воспринял произошедшее как пример типичной юношеской недальновидности. Несколько дней спустя монарх попросил сына встретиться с равом Джонатаном Саксом, тогда занимавшим пост главного раввина Великобритании.
Гарри вспоминает, что рав Сакс говорил с ним, демонстрируя глубокую любовь и понимание, и убеждал его использовать этот эпизод ощущения стыда, чтобы расти и становиться лучше:
“Он осудил мои действия. Но в это же время он не был недобрым… Он также поместил мою глупость в исторический контекст. Он говорил о шести миллионах жертв, ставших жертвами истребления. Евреи, поляки, инакомыслящие, интеллектуалы, гомосексуалисты. Дети, младенцы, старики превратились в пепел и дым.
Всего несколько десятков лет назад.
…Он призвал меня не расстраиваться из-за совершенной ошибки, а вместо этого почувствовать мотивацию на будущее. Он говорил со мной, задействуя те качества, которые часто встречаются у истинно мудрых людей, — например, прощение… Он сказал мне поднять голову, идти вперед, использовать этот опыт, чтобы сделать себя и мир лучше. Чтобы выучить что-то важное из этого события и рассказать другим…”
К сожалению, это один из немногих нежных и любящих советов, которые принц Гарри описывает во всей книге.
3. Осознание ценности жизни каждого
Самая сокрушительная боль принца Гарри описана в самом названии «Запасной».
«Родившись на два года старше меня, Вилли (принц Уильям) был “Наследником,” а я — “Запасным”. И это не просто прозвища, которые придумала пресса… Этими обращениями часто пользовались все члены нашей семьи: родители, дедушка и даже бабушка. В их “Наследнике” и “Запасном” не звучало осуждение, но и двусмысленности тоже не звучало. Я был тенью, помощью, планом Б. Меня произвели на свет на всякий случай — если что-нибудь случится с Вилли…»
Эта ситуация кажется сокрушительной по своей жестокости и диаметрально противоположной еврейскому мировоззрению, в котором каждый отдельный человек бесконечно драгоценен, будучи созданным по образу и подобию Бога.2
Холодность, которую принц Гарри описает со стороны семьи в своем детстве, и психологический ущерб, который это ему нанесло, — это громкое обвинение в адрес всего королевского дома. А для остальных из нас, кто к монаршей семье не относится, это предостерегающее напоминание никогда не принимать других людей как должное.
4. Знать о своем наследии
Принц Гарри рассказывает, что ему не хватало интереса к истории своей семьи. Его не привлекали даже истории о подвигах его собственных прапрадедов.
Эта ситуация, увы, знакома многим из нас, в том числе и представителям еврейской общины. Евреи имеют богатое и поражающее воображение наследие. Но, подобно принцу Гарри, многие евреи в наше время не заинтересованы им и не прилагают никаких усилий, чтобы узнать о своих предках побольше.
В одном полном нежности отрывке принц приводит пример противоположного поведения, описывая любовь своего отца к британской истории и культуре. Он рассказывает, что был свидетелем того, как Чарльз произносил речь, призывающую британских студентов изучать Шекспира, приводя множество цитат из различных шекспировских пьес.
«Это было весьма зрелищно, но в хорошем смысле, — пишет принц. — Он имел в виду: вы все должны быть в состоянии сделать это. Каждый из вас должны знать эти строки. Это наше общее наследие, мы должны хранить его и оберегать…»
Помните, что ваша жизнь становится гораздо богаче за счет изучения вашей истории.
5. Устанавливать мир
Возможно, самым печальным событием его мемуаров является раскол, который их издание вызвало между принцем Гарри и его семьей. Почти на каждой странице мы можем чувствовать его горечь, но и любовь явно присутствует тоже.
Принц описывает некоторые моменты нежности в его отношениях с отцом, братом и другими родственниками. Это можно интерпретировать как желание снова стать частью своей большой семьи, стремление каким-то образом стереть прошлое, наполненное обидами, пренебрежением и взаимными обвинениями.
Он рассказывает, что пытался встать на сторону отца и брата после смерти королевы Елизаветы II осенью прошлого года, но они не хотели его слышать. Издание мемуаров является последней попыткой Гарри донести понимание всего, через что ему пришлось пройти, до своих ближайших родственников.
К сожалению, учитывая сеющий раздоры характер многих его заявлений, трудно понять, как принц может примириться со своей семьей. Но несмотря на его ошибку в попытке достичь примирения, читатели могут принять к сердцу утверждение из Мишны: «Будьте среди учеников Аарона, любите мир и стремитесь к миру».3
Первосвященник Аарон, брат Моше Рабейну, был известен своим даром примирять враждующих людей. Он приходил по очереди к родственникам, которые не разговаривали друг с другом, или к супругам, находившимися в ссоре, настраивал их на позитивное восприятие противоположной стороны, уговаривал и советовал помириться друг с другом, порой даже используя для этого хитрость.
Установление мира и поддержание его в отношениях – одна из высших еврейских ценностей.
Так пожелаем же принцу Гарри, чтобы он, в конце концов, все же нашел способ помириться со своей семьей и обрсти долгожданные спокойствие и утешение, которых так жаждет его душа.
Сноски
- Мишлей, 18:21.
- Берешит, 1:27.
- Пиркей Авот, 1:12.