Всего 6 примеров из множества необычных и совершенно разных мест, где, несмотря ни на что или даже, можно сказать, вопреки всему процветает еврейская жизнь.
«И рассею их между народами, и в отдаленных местах будут вспоминать обо Мне, и жить будут дети их, и возвратятся», — от имени Всевышнего говорит пророк Зхарья.1
Весомая часть уникальной истории еврейского народа — это рассеяние евреев по всему миру, в разные уголки земли. Каким-то чудом (конечно, не без помощи Всемогущего) еврейский народ выжил, и это несмотря на то, что уже на протяжении нескольких тысячелетий он находится в изгнании. За это время следы сынов Израиля остались в самых разных местах, среди других культур и наций.
Сегодня многие евреи вернулись на свою историческую родину, но по-прежнему их немало проживает и в других государствах, причем, не всегда таких относительно благополучных, как, например, США или Великобритания. Вот лишь некоторые из удивительных и разнообразных примеров стран, где, несмотря ни на что, еврейская жизнь процветает.
Гибралтар
Скалистый форпост Гибралтара на окраине Испании, площадь которого составляет всего несколько квадратных километров, довольно необычное место. Находясь с 1700-х годов под властью Великобритании, он сейчас пользуется своей собственной валютой — гибралтарским фунтом. Местные жители говорят на диалекте янито — смеси испанского и английского языков с некоторыми элементами иврита. К слову, численность населения этой местности насчитывает 30 тысяч человек.
Любопытно упомянуть, что в этом месте живут сотни берберийских макак — единственных диких обезьян в Европе.
Евреи жили в Гибралтаре на протяжении веков, начиная с середины 14 века (1356 г.), да и сегодня местная еврейская община, которая насчитывает 750 человек, продолжает процветать и развивать свою инфраструктуру. В Гибралтаре функционируют 4 синагоги, миква, кошерная кофейня и отдельные религиозные средние школы для мальчиков и девочек. Прихожане общины в большинстве своем это ортодоксальные ашкеназы и сефарды.
В 2008 году община стала предоставлять ссуды потенциальным еврейским иммигрантам, чтобы помочь им устроиться на «Скале», как иногда называют Гибралтар. Целью этой акции было увеличить приток прихожан. И этот прием сработал: за последние 13 лет общая численность еврейских жителей выросла более чем на четверть.
При этом местная община очень сплоченная. «Это во многом единое сообщество, в котором мы все чувствуем себя одной семьей, — объясняет житель Гибралтара Марк Бенади. — Мы собираемся вместе по радостным поводам и точно так же держимся вместе, если, к сожалению, случаются печальные поводы».
Ботсвана
Ботсвана — пустынная, малонаселенная (плотность населения всего 4,1 чел./км²) и не имеющая выхода к морю страна Южной Африки. Пожалуй, наиболее она известна в мире как место действия серии популярных романов конца 90-х прошлого века «Женское детективное агентство номер один».
Удивительно, но в этой стране 70 процентов территории занимает пустыня Калахари, тем не менее, там проживает самая молодая на юге Африки еврейская община, причем она единственная, которая сегодня продолжает расти.
Примерно 100 евреев, многие из которых переехали из Израиля, живут в Габороне — столице Ботсваны. Этот крупнейший в стране город за последние годы демонстрирует быстрое развитие благодаря экономическим реформам, превратившим страну из одного из беднейших государств Африки в одно из самых прогрессивных.
Шабаты и праздничные службы проводятся в частных домах прихожан общины, а кошерные продукты жители привозят из соседней Южно-Африканской Республики, где еврейская жизнь довольно развита.
В 2004 году была организована официальная Еврейская община Ботсваны, которая, в числе прочего, занимается покупкой земли для строительства синагоги или еврейского общинного центра. Тем временем, для примерно 20 детей из числа прихожан был открыт хедер — еврейская традиционная школа, что фактически дает возможность общине процветать и расти еще долгие годы, обеспечивая религиозное воспитание молодому поколению.
Япония
Назвать Японию своим домом сегодня может около 600 евреев, проживающих в исторических центрах Кобе и Токио.
Первые еврейские поселенцы — в основном это были торговцы из США, Великобритании и Польши — прибыли в Японию в 1861 году. Поселившись поначалу недалеко от Токио, после сильнейшего землетрясения в сентябре 1923 года они перебрались в прибрежный город Кобе.
Одним из первых еврейских жителей здесь стал Рафаэль Шавер — американский бизнесмен, основавший Japan Express, первую в стране газету на иностранном языке. Некоторые из его потомков до сих пор продолжают жить в этом городе.
Вторая японская еврейская община возникла в 1880-х годах в Нагасаки. Ее основали евреи, бежавшие из России, пытаясь спастись от погромов. Вскоре община Нагасаки стала крупнейшей в Японии, в ней около 100 семей прихожан.
Во время русско-японской войны 1904-1905 годов местные евреи бежали, а свой свиток Торы завещали общине в Кобе.
Одним из известных членов еврейской общины Нагасаки был Йосеф Трумпельдор, знаменитый активист раннего сионистского движения. В той самой русско-японской войне он потерял руку, однако продолжал помогать развивать силы обороны в тогда еще непризнанном еврейском государстве.
Несмотря ни на что, еврейская община Кобе в первой половине 20 века продолжала процветать, привлекая иммигрантов из России, Ирака, Сирии и Восточной Европы. Во время Второй мировой войны генеральный советник Японии в Литве Тиунэ Сугихара выдал выездные визы 2 тысячам евреев, направив их через Кобе внутрь страны.
Многие евреи, прибывшие тогда в шумный японский портовый город и увидев процветающую еврейскую общину, решили никуда дальше не ехать и обосноваться там. Многие живут здесь и доныне: в городе есть действующая синагога, в ней проводятся общественные субботние трапезы.
Еврейская община Токио возникла относительно недавно. Зародилась она в 1950-е годы, когда иностранцы начали стекаться в Японию, чтобы помочь восстановить истерзанную войной страну. В центральном токийском районе Хироо в 1952 году был основан Еврейский центр. Здесь многие говорили на идише, что позволяло евреям из разных стран находить общий язык.
В 2009 году этот центр был переоборудован и расширен, стал крупнее, благодаря чему теперь он может спокойно обслуживать около 120 столичных семей.
Уругвай
Считается, что евреи жили в этой южноамериканской стране еще начиная с 1600-х годов. В Колонии-дель-Сакраменто, портовом городе, который во времена инквизиции считался убежищем для продолжавших тайно соблюдать родную традицию евреев, были обнаружены фрагменты миквы, еврейского ритуального бассейна, датируемые теми временами.
И все же современная община фактически считает датой своего образования 1904 год, когда еврейские торговцы-сефарды прибыли в столицу Уругвая Монтевидео. Два года спустя после этого приехали евреи из Российской Империи.
Первая официальная синагога была открыта в Монтевидео в 1917 году. Община постепенно росла за счет того, что многие евреи иммигрировали туда из Европы и Ближнего Востока.
К 1960-м годам еврейское население Уругвая достигло 50 тысяч человек, считаясь одной из крупнейших еврейских общин в мире. Правда, с тех пор оно сократилось до 20-25 тысяч человек, но все равно имеет значительный вес. Примерно 0,75 процентов всего населения государства, насчитывающего чуть более 3 миллионов человек, составляют евреи.
9 синагог и 2 дневные школы, в которых обучается почти половина детей общины, служат отличным поводом для ее процветания в Монтевидео.
Еврейские жители Уругвая нередко занимали государственные должности, в том числе и в правительстве. Рикардо Эрлих, видный член еврейской общины Уругвая и известный биохимик, занимал пост мэра Монтевидео в 2005–2010 годы. А оставил он эту должность, чтобы стать министром образования. В 2008 году за свои заслуги он даже был номинирован на премию «Мэр мира».
Евреи Уругвая гордятся тем, что их государство стало первым в Латинской Америке (и четвертым в мире), признавшим Израиль в мае 1948 года, а также первой латиноамериканской страной, установившей с ним дипломатические отношения.
Уругвай — единственное государство Южной Америки, где проводятся вступительные экзамены в израильские университеты, а кроме того, там один из самых высоких в мире показателей алии в Израиль.
В последние годы курорт Пунта-дель-Эсте на юге Уругвая стал популярным местом отдыха для еврейских туристов. В городе, где на постоянной основе проживает около 9 тысяч человек, есть 4 синагоги, которые каждый январь (в Южной Америке это разгар лета) принимают от 25 до 50 тысяч еврейских посетителей.
В течение этих нескольких недель ежегодно Пунта-дель-Эсте приобретает ярко выраженный еврейский колорит. Гуляющие по пляжу в городе, не скрывая, носят кипу, что большая редкость для этого региона. В этот же период израильские университеты и культурные организации проводят там массовые мероприятия, обязательно устраивая в том числе выступления Израильской филармонии.
Сибирь
За двадцать лет до создания государства Израиль лидер СССР Иосиф Сталин основал свою собственную «еврейскую» область в далекой Сибири – в Биробиджанском районе Дальневосточного края. Расположенная посреди кишащих комарами болот пограничная территория между СССР и Китаем должна была стать еврейской автономной областью, официальным языком которой был бы идиш.
По изначальной задумке там были открыты школы, преподавание в которых велось на идиш, печаталась идишская газета «Биробиджанер Штерн» («Звезда Биробиджана»). Даже на уличных указателях и в официальных театрах использовался идиш.
Однако этот проект привлек небольшое количество евреев: всего 5 человек перебрались в Биробиджан из других областей в год его основания — неблагоприятное расположение территории сделало его непривлекательным местом для жизни.
В 1934 году был зафиксирован пик иммиграции в этот округ: туда переехали 5250 человек, но мало кто из них задержался надолго. Несколько тысяч евреев оставались в Биробиджане до 1991 года, однако большинство из них уехали после распада Советского Союза.
Сегодня в столице Еврейской Автономной области Биробиджане проживает около 5 тысяч евреев (общая численность 6 тысяч жителей). Главный проспект города по-прежнему носит название улица Шолом-Алейхема, а перед местным симфоническим залом все так же стоит статуя Скрипача на крыше. «Биробиджанер Штерн» продолжает еженедельно выпускать 2-3 страницы на идише, однако времена изменились: большая часть издания с 1991 года печатается на русском языке, да и редактор теперь тоже не еврей.
Газета New York Times назвала Биробиджан «еврейским Диснейлендом»: «город с религиозной аутентичностью на уровне бейгла с пепперони» (то есть всего лишь бутафория).
Азербайджан
Это государство в Центральной Азии, граничащее с Ираном, стало домом для процветающей еврейской общины, распахнувшей теплые объятия для гостей и новых прихожан.
Впервые еврейские торговцы поселились там в 5 веке, хотя первое постоянное еврейское поселение датируется 1730 годом, когда местный правитель разрешил евреям покупать землю в северной части своей территории. Евреи приобрели район, известный как Красная Слобода. По сей день он остается бастионом азербайджанской еврейской жизни.
В этом поселке проживает 4 тысячи человек — и почти все из них евреи. Это процветающий населенный пункт, здесь кирпичные и каменные дома, есть кошерное кафе, 3 синагоги и еврейская школа. Каждую неделю в поселке воцаряется атмосфера покоя, поскольку предприятия городе закрываются на Шабат.
В столице Азербайджана Баку, что в 2 часах езды, проживает около 10 тысяч евреев. Правительство Азербайджана поощряет рост еврейской общины: в 2012 году президент Ильхам Ильев оплатил строительство новой синагоги (после чего в Баку их стало 3) и по сей день полностью финансирует 2 столичные еврейские школы.
В Красной Слободе правительство Азербайджана также оплачивает отопление и свет в синагогах и еврейских школах.
Несмотря на то, что Азербайджан – это мусульманская страна шиитского толка (официально государство считается светским, но подавляющее большинство ее жителей — мусульмане), его власти ведут активную торговлю с Израилем на общую сумму 5,5 миллиардов долларов в год.
Многие из самых известных граждан Азербайджана были евреями, в том числе лауреат Нобелевской премии по физике Лев Ландау, шахматист Гарри Каспаров и писатель Эссад Бей (Лео Нуссимбаум), написавший самый известный роман Азербайджана «Али и Нино».
Азербайджанские евреи стали известны и в Израиле, например, такие деятели искусства, как популярные певицы Сарит Хадад и Яффа Яркони.
Будем надеяться, что с Божьей помощью мы скоро удостоимся увидеть тот день, когда все евреи соберутся вместе в Израиле, объединив красоту и многообразие своих традиций.
Сноски
- Зхарья, 10:9.