В дни праздника Песах мы с семьей гостили у дочери в Берлине. Там мне посчастливилось познакомиться с интересными людьми и посетить удивительные места, что натолкнуло меня на различные размышления и позволило глубже осознать мудрость Торы. Некоторыми из этих мыслей я хотел бы поделиться с нашими дорогими читателями. Надеюсь, Вам будет это интересно.
В один из дней нашего пребывания в Берлине мы посетили местный зоопарк, являющийся одним из крупнейших в Европе. Поскольку в Письменной и Устной Торе уделяется значительное внимание животным, эта экскурсия вызвала у меня огромный интерес. Кроме того, наблюдая за этими творениями Всевышнего, можно было почерпнуть немалое вдохновение и осознать, сколь великая мудрость заложена в их создании. Практически возле каждого животного я останавливался, внимательно изучал его внешний вид и читал информацию, представленную рядом с вольером.
Для начала я хотел бы изложить несколько общих мыслей, навеянных этим посещением. Конечно, мыслей возникло множество, но, чтобы не перегружать моих дорогих читателей обилием информации, я решил ограничиться лишь двумя, которые, на мой взгляд, могут послужить пищей для ума и сердца.
Животные постоянно едят
Одно из наблюдений, которое трудно не отметить – животные постоянно едят. Наши мудрецы (трактат Хагига, 16а) указывали, что потребление пищи – это одна из областей, в которых человек сходен с животными. Две другие – способ размножения и необходимость отправлять естественные потребности. Примечательно, что именно в этих трех сферах от человека требуется особая скромность, как сказано в трактате Брахот (8б). Такое предписание дано для того, чтобы мы не выпячивали те аспекты, которые роднят нас с животными.
Кроме того, из слов наших мудрецов следует, что человеку нежелательно постоянно есть, подобно животным. Так, в трактате Йома (75б) говорится, что вначале евреи были похожи на кур, которые клюют безостановочно, поэтому Моше установил для них определенное время трапез – чтобы они ели в отведенные часы, а не когда придется.
«Изменяющий создания»
Еще одна интересная деталь связана с благословением «Изменяющий создания», которое следует произносить, увидев три конкретных животных: обезьяну, слона или сову (Брахот, 58б). В чем же их особенность? Если присмотреться внимательно, можно заметить, что их лица больше напоминают человеческие – они приплюснутые и с большими глазами. Любопытно, что в сказках и мультфильмах два из этих животных (сова и слон) часто ассоциируются с мудрыми животными (то, что обезьяна не удостоилась подобной репутации, вероятно, объясняется ее «хулиганским» поведением).
Мысли о конкретных животных
А теперь поделюсь с вами, дорогие читатели, мыслями о некоторых конкретных обитателях зоопарка, которые произвели на меня особое впечатление
Шимпанзе
Наблюдая за шимпанзе, я удивился, насколько они похожи на людей. Я не мог не заметить, как их мимика, жесты и поведение перекликаются с человеческими чертами.
Меня особенно впечатлило, как один из шимпанзе использовал палку, чтобы достать кусочек фрукта, который был высоко. Он проявил сообразительность и умение применять орудия для решения проблемы.
Также я с интересом наблюдал за социальными взаимодействиями в группе шимпанзе. Молодые особи резвились и играли друг с другом, прыгая и кувыркаясь. Порой они в своих шалостях досаждали родителям, цепляясь за них и требуя внимания. Старшие шимпанзе терпеливо переносили проказы малышей, но временами строго одергивали их, восстанавливая дисциплину.
Все это напоминает нам слова Талмуда Санѓедрин (109 а) о том, что обезьяна произошла от человека (там говорится о поколении эпохи «Вавилонской башни», где треть населения Земли пожелала восстать против Создателя, но Творец превратил их в обезьян …»)
Чему невозможно научить шимпанзе?
Говоря о шимпанзе, не могу не удержаться от того, чтобы рассказать об интересном исследовании.
Однако, несмотря на все достижения в обучении обезьян, было обнаружено фундаментальное отличие от человека — обезьяны никогда не задают вопросов. Они могут выражать потребности, комбинировать знаки для сложных идей, но не используют их, чтобы задавать вопросы об окружающем мире.
Ученые проводили эксперименты, обучая обезьян, в частности шимпанзе, языку жестов. Известный пример — шимпанзе Уошо, которая освоила более 350 знаков и могла использовать их для общения.
В отличие от обезьян, дети начинают задавать вопросы с самого раннего возраста. Это стремление к исследованию мира через вопросы — ключевой аспект человеческого развития и обучения. Вопросы показывают нашу способность к рефлексии, анализу и стремлению к пониманию.
Отсутствие вопросов у обезьян, несмотря на их интеллект и навыки общения, подчеркивает уникальность человеческого разума и нашу способность к самосознанию и стремлению к знаниям.
Орангутан
Мы также имели возможность наблюдать за орангутанами — самцом и самкой. Эти массивные приматы своим внешним видом и поведением во многом напоминают легендарного снежного человека. В некоторых аспектах орангутанги кажутся даже более схожими с человеком, чем шимпанзе.
Особенно впечатлила сообразительность и «хозяйственность» самки орангутанга. Мы стали свидетелями удивительной сцены: используя собственную слюну в качестве моющего средства, она старательно очищала стенки своей клетки. Эта картина наглядно демонстрирует, насколько развиты когнитивные способности и навыки этих животных.
Интересно отметить, что в трактате Пеа (8:5) упоминается некое существо, занимающее промежуточное положение между человеком и животным. Оно носит название «Господин поля». Тиферет Исраэль высказывают предположение, что речь идет именно об орангутанге.
Действительно, при встрече с этими гигантскими и внушающими трепет приматами понимаешь, почему их могли наделить столь величественным титулом. Их размеры, сила и удивительное сходство с человеком производят неизгладимое впечатление.
Львы
У меня была возможность также понаблюдать за львами – животными, которых по праву называют царями зверей. Однако, глядя на этих величественных хищников, я невольно задумался: почему именно лев, а не тигр, удостоен этого титула? Ведь, как известно, тигр зачастую превосходит льва в силе и ловкости, и в случае прямого поединка между ними, чаще всего побеждает полосатый хищник.
Но, присмотревшись внимательнее к львам в вольере, я начал понимать, в чем заключается их уникальность. Львы поражают своей грацией и величием. Их поступь исполнена царственности, а каждое движение излучает уверенность и достоинство, присущие истинным властителям. Такой статности и благородства не замечается у тигров.
Кроме того, львы живут семьями, или прайдами, где во главе стоит могучий самец, а вокруг него — его супруги и потомство. Это напоминает модель монархии. Тигры же, напротив, предпочитают одиночество.
Нельзя не упомянуть и о роскошной гриве льва, которая служит ему своеобразным символом власти, подобно королевской мантии.
Хотя в условиях зоопарка сложно оценить еще одно важное преимущество льва — его рев, который, как известно, разносится на расстояние до 8 километров, несомненно, и этот фактор сыграл свою роль в закреплении за львом царского титула.
Горные козлы
Во время моего визита я наблюдал также за горными козлами — удивительными созданиями, которые с легкостью и проворством взбирались на искусственные горы в своем вольере. Глядя на их ловкие движения, я вспомнил строки из Теилим (104, 18): «Горы высокие — для горных козлов».
Этот стих наводит на размышления: для чего же, согласно замыслу Творца, были созданы горы? Ответ дается прямо в тексте — для горных козлов.
Ту же мысль высказывают и наши мудрецы в Мидраше (Берешит Рабба 12, 9): «Горы высокие для чего были созданы? Для горных козлов». Но поскольку слова мудрецов всегда таят в себе глубокий смысл, нам стоит задуматься, какой урок мы можем извлечь из этого высказывания.
В трактате Пиркей Авот (5, 20) говорится, что каждое животное олицетворяет определенное качество человеческой души: тигр — наглость, лев — доблесть, олень — быстроту. Возникает вопрос: какое же свойство души символизирует горный козел?
Известно, что горный козел идеально приспособлен для жизни в горах. Само его название на иврите — йаэль (יעל) — происходит от корня ала (עלה), означающего «подниматься». У этого животного короткие и мощные ноги, плотное, мускулистое тело — все для того, чтобы уверенно передвигаться по крутым склонам. Таким образом, горный козел воплощает в себе стремление к духовному возвышению.
Каббалисты говорят, что Всевышний создал материальный мир как отражение духовной реальности. В этом контексте слова мудрецов приобретают особый смысл: поскольку Творец заложил в душу каждого человека стремление к духовному росту (пусть некоторые и подавляют его), Он же дал нам и возможность реализовать это стремление.
Итог
Подводя итог нашему посещению зоопарка, я хотел бы поделиться одной важной мыслью. Наблюдая за многообразием животного мира, невольно проникаешься благоговением перед величием Творца. Каждое создание наделено уникальными качествами и инстинктами, идеально приспособленными для его образа жизни. Однако при всем своем совершенстве, животные лишены того, что делает человека венцом творения — Божественной души, наделяющей нас свободой выбора и стремлением к духовности.