Отрицательная сторона богатства
Сказано в главе Дварим:
Вот речи, какие говорил Моше всему Исраэлю на берегу Йардена, что до пустыни, что до степи, против Суфа, между Паран, и между Тофель и Лаван, и Хацерот, и Ди-Заhав.
По мнению наших мудрецов, все места, упомянутые в этом стихе, являются частью упреков Моше. Мудрецы говорят, что, упоминая место «Ди-Заав», Моше упрекает народ за изготовление золотого тельца (перевод названия места «ди заав» — предостаточно золота).
У пророка Ошеа (Ошеа 2, 10) объясняется, что множество золота, которым одарил Г-сподь евреев, привело их к этому греху:
«Я приумножил для них серебро и золото, которое они использовали для Баала».
Из этого мы учим, что материальное благополучие может привести к ошибкам и даже, не дай Б-г, к преступлениям. Об этом напоминает Моше рабейну в главе Экев (Дварим 8, 12:17):
«Будешь есть и насыщаться, и дома хорошие построишь и будешь жить в них, и крупный и мелкий скот твой размножится, и серебра и золота будет много у тебя, и всего у тебя будет в изобилии, и тогда возгордишься ты и забудешь Б-га, Всесильного твоего, который вывел тебя из страны египетской, из дома рабства… и скажешь ты в сердце своем: сила моя и крепость руки моей добыли мне это богатство».
Из этого отрывка очевидно, что увеличение богатства таит в себе угрозу отдаления от Всевышнего, поскольку во времена материального благополучия человек не испытывает ни в чем недостатка, что приводит к ощущению, что он не зависит от Б-га.
Как не попасться в ловушку греха?
Чтобы не попасться в эту ловушку, необходимо постоянно напоминать себе о том, что Б-г – источник всех успехов. Тогда увеличение богатства не только не отдалит человека от Б-га, но, наоборот, приблизит его к Нему. Об этом способе преодоления опасности сообщает нам Моше далее: «Тогда помни Б-га, Всесильного твоего, ибо это Он дал тебе силу приобретать богатство». Слова «дал тебе силу приобретать богатство» Ункелос переводит: «Всевышний научил тебя, как приобретать богатство».
Моше дает практический совет, как всегда, помнить о милости Всевышнего: «И будешь есть, и насытишься, и благословишь Б-га, Всесильного твоего, за землю добрую, которую Он дал тебе». Благодарность за все благодеяния и удовольствия, которые Святой благословенный дает человеку, высказанные им от всего сердца и из глубины души, помогает еврею всегда помнить, что Владыка мира является единственным источником успеха и богатства.
Дополнительная опасность изобилия
Однако из слов Талмуда в трактате Брахот (32, а) видно, что в избытке изобилия есть дополнительная опасность. Так сказали мудрецы:
«Притча о человеке, у которого был сын, и он его мыл, умащивал, кормил, поил, повесил ему на шею кошелек и посадил его у входа в место разврата. И как удержаться этому сыну от греха?»
Учим отсюда, что избыток изобилия приводит к тому, что человек начинает тянуться к соблазнам этого мира и этим приближается к греху.
Таким образом можно понять высказывание мудрецов в трактате Хагига (9, а):
«Не нашел Всевышний для евреев лучшего блага, чем бедность».
Избыток изобилия отдаляет человека от Всевышнего, он забывает Его в погоне за благами этого мира – поэтому бедность для Израиля лучше, чем богатство.
Положительный аспект богатства
Но есть тут тема для размышлений. На первый взгляд, эти слова противоречат сказанному в трактате Шабат (25, б): «Кто богат?» Отвечает раби Тарфон: «Тот, у кого есть сто виноградников, и сто полей, и сто рабов, их обрабатывающих». Талмуд там приводит дополнительные мнения мудрецов относительно этой темы. Раши пишет, что следует стараться каждому еврею достигнуть богатства, упомянутого в том месте. В трактате Недарим (38, а) сказано, что все пророки были богаты. В трактате Йома (18, а) говорится, что первосвященник должен быть богатым. И в разных местах Танаха благословления, которым благословляется народ Израиля, содержат материальное изобилие. Из всего этого мы учим, что хорошо и достойно быть богатым.
Богатство – достоинство или недостаток?
Чтобы разобраться в вопросе «богатство – достоинство или недостаток», приведем слова Рамхаля в книге «Месилат Йешарим». Там он обсуждает кажущиеся противоречие в словах мудрецов. Часть из высказываний наших мудрецов говорит о том, что правильно отдаляться от материальности и удовольствий мира. А часть из них говорят, на первый взгляд, о противоположном. Так, к примеру, в Иерусалимском Талмуде (трактат Недарим) сказано: «Не достаточно тебе запретов Торы, что ты устанавливаешь себе дополнительные запреты?» А в другом месте (Иерусалимский Талмуд, трактат Кидушин) сказано, что в будущем человек даст отчет перед Всевышним за все, что видели его глаза, а он не захотел это попробовать, хотя и было ему дозволено.
И так, по словам Рамхаля, разъясняется противоречие: от всего, что не является обязательным в делах этого мира, следует человеку отстраниться, чтобы излишества не привели его к греху, но запрещено отстраняться от того, что является по каким бы то ни было причинам необходимым для его службы Творцу.
Преумножение имущества может быть благословением для человека, потому что в таком случае он может свое время посвятить изучению Торы, добрым делам, поддержке тех, кто изучает Тору, и другим деяниям во славу Всевышнего. Но все это только при условии, что человек использует свое богатство для духовного роста и исполнения заповедей. Если же человек стремится к роскоши, это путь к бедам.
Пример правильному использования богатства – Рабейну а-Кадош, который был самым богатым евреем в своем поколении. Трактат Ктубот (104, а) рассказывает, что, находясь на смертном одре, он воздел руки и сказал: «Владыка мира! Открыто Тебе, что держался я за Тору всеми десятью пальцами и не получил удовольствия от этого мира даже на мизинец». Несмотря на огромное богатство, он использовал его только для служения Всевышнему, а не на удовольствия материального мира и роскошь.