Вопрос:
Здравствуйте! Недавно я прочитала историю о царе Соломоне и его суде над двумя женщинами, которые спорили за ребенка. Он предложил разделить младенца пополам, чтобы определить настоящую мать. Это, конечно, мудрое решение, но мне интересно: действительно ли оно доказывает, что Соломон был мудрейшим человеком в мире? Мне кажется, что и другие умные люди могли бы придумать подобное решение.
Ответ:
Действительно, книга Мелахим повествует о знаменитом суде царя Шломо. К нему обратились две женщины сомнительной репутации, проживавшие в одном доме. У обеих недавно родились сыновья, но один из младенцев скончался ночью. Каждая утверждала, что живой ребенок — её, а умерший принадлежит другой. Они просили Шломо рассудить их спор и определить истинную мать живого младенца.
Выслушав обеих, царь Шломо велел принести меч. Он объявил, что живого ребенка следует рассечь надвое и отдать каждой женщине по половине. Одна из женщин, услышав это, в отчаянии воскликнула: «Пусть не будет ни мне, ни тебе, рубите!» Другая же взмолилась: «Отдайте ей этого живого ребенка и не умерщвляйте его». Тогда Шломо указал на вторую женщину и изрек: «Отдайте живое дитя ей, она — его мать».
Весть об этом суде молниеносно разнеслась по всему Израилю. Люди были поражены мудростью царя и прониклись к нему еще большим почтением и трепетом. Они осознали, что Шломо обладает божественной мудростью для свершения правосудия.
Вы поднимаете глубокий вопрос: действительно ли это судебное решение Шломо свидетельствует о его исключительной, богоданной мудрости? Не мог ли подобный метод разрешения спора изобрести любой достаточно проницательный человек?
Рассмотрим, в чем заключается уникальность подхода царя Шломо и почему его решение считается проявлением высшей мудрости.
Истинная мудрость Шломо проявилась не столько в самой идее, сколько в непоколебимой уверенности в исходе, ведь ситуация могла развернуться совершенно иначе, и царь рисковал многим.
Существовала вероятность, что обе женщины согласятся на предложение разделить ребенка. Человеческая природа такова, что уступить бывает крайне сложно, особенно в столь напряженной ситуации и на глазах у всех. Более того, уступая ребенка, они бы публично признали себя лжецами. К тому же, учитывая, что эти женщины были блудницами, можно предположить, что ни одна из них не испытывала глубокой привязанности к ребенку, поскольку весьма вероятно, что эти дети были нежеланными.
С другой стороны, обе женщины могли проявить неожиданное милосердие и отвергнуть жестокое предложение царя – реакция, свойственная любому человеку с нормальными моральными устоями.
Любой из этих исходов мог бы серьезно подорвать авторитет царя, ведь за судом наблюдало множество людей. Неудачное решение могло бы навсегда запятнать репутацию Шломо. Однако он настолько глубоко постиг природу человека и был столь непоколебимо уверен в своей способности распознать истинные намерения спорящих, что без тени сомнения предложил столь радикальное решение.
Именно эта глубина понимания и абсолютная уверенность в результате демонстрируют истинную мудрость Шломо, выделяющую его среди других мудрецов.