«И продадут его за кражу» (22:2).
Шел как-то человек по дороге. Его мучил голод, и он достал персик из сумки. Мякоть съел, а косточку выбросил. Через три года он снова проходил по той дороге, и там уже росло персиковое дерево со множеством плодов. Оно выросло из той косточки. По прошествии многих лет он опять проходил там и увидел дикую персиковую рощу, выросшую от плодов того дерева.
«Царство небесное подобно царству земному» – духовные явления аналогичны материальным (Ран, Санедрин, 10б). Человек произносит слова, озвучивает некую мысль и не представляет, какие плоды и плоды от плодов это принесет.
Следующая история случилась со мной лично. Я был приглашен дать лекцию заключенным в тюрьме города Рамла. Меня предупредили, чтобы я принес с собой удостоверение личности, ибо в противном случае не смогу оттуда выйти. Впрочем, выяснилось, что и войти-то туда непросто. Спрашивали, проверяли, расследовали, выясняли от первых ворот ко вторым, третьим и четвертым. В итоге сообщили: путь открыт, выходите во двор в конце коридора, первое помещение справа.
– Сначала я хочу поговорить с начальником тюрьмы, – сказал я. Они связались с ним и говорят: «Он пока что занят». Но я ответил: «Я тоже занят, мое время не менее дорого, чем его», и обернулся назад: «Можно выйти?» – Подождите секунду, – они соединились с ним снова, а потом спросили меня: «По какому поводу?» – По поводу беседы, которую я должен провести с заключенными. Они связались с ним в третий раз, и я получил согласие.
Начальник соблаговолил уделить мне немного своего драгоценного времени. Меня проводили в его кабинет, и он поинтересовался: «Что господин хочет знать?» Я ему ответил: «Представьте, врача вызывают на дом. Он приходит, а ему говорят: пиши рецепт. Естественно, он удивится – где больной, как он себя чувствует, чем болеет, в каком он состоянии? Тогда станет ясно, какие выписывать лекарства. Или останавливают такси, садятся и говорят: езжай. Куда ехать, какова цель поездки? А тут Вы приглашаете лектора, рава, чтобы он провел беседу. Определите, чего вы хотите, что надеетесь извлечь из этой беседы, на что она должна быть направлена, и какая должна быть от нее польза. Тогда я буду знать, о чем говорить».
Для него это было чем-то новым. Он удивился, выслушав меня. Немного подумал и произнес: «По правде говоря, я ни на что и не надеюсь…» Тут уж настала моя очередь удивляться: «Что это значит? Зачем тогда побеспокоили меня напрасно?» Он объяснил: «Видите ли, речь идет о преступниках, расплачивающихся за свои дела перед обществом. Они здесь не становятся лучше, не исправляются, может, даже наоборот. Когда выйдут, большинство из них вернутся к преступной жизни. Но пока что они здесь, и мы заботимся о том, чтобы скрасить им досуг. Кто-то высказал мысль пригласить Вас – мы слышали, что Вы вызываете смех своими выступлениями». Да уж, доброе имя разносится далеко, а дурная слава – еще дальше. Я говорю ему: «В моих выступлениях я передаю важный посыл, ставлю перед людьми определенные требования, но делаю это увлекательно, остроумно, благодаря рассказам. А Вы второстепенное ставите главным: Вам нечего им сказать, хотите только развлечь их. Ладно, я и сам найду, что им сказать». Я встал, чтобы выйти. Он тоже поднялся проводить меня и сказал: «Я поискал в источниках, в иудаизме нет наказания в виде тюрьмы, только побиение палками и смертная казнь». Он словно хотел сказать: мы продвинулись, отменили телесные наказания, а преступники «платят долг обществу», отбывая наказание в тюрьме. Я снова сел. Гмара говорит (Шаббат, 30б), что в отношении Торы «отвечай глупцу по глупости его, чтоб не казался себе мудрым» (Мишлей, 26:5).
– Человек украл, а денег заплатить у него нет. «Что с ним делать?» —спрашиваю.
– Его сажают в тюрьму. – А что с этого тому, кого обворовали? Получит ли он обратно свои деньги? – продолжаю я. – Нет, – говорит начальник. – А чем будут питаться его жена и дети, пока он в тюрьме? – задаю я вопрос. Он лишь пожал плечами. Эти заботы не для судебной системы. – А сам вор исправится за время тюремного заключения? Тут начальник расхохотался: «Да что вы! Тюрьма – это рассадник преступности. Отсюда он выйдет «дипломированным» вором. Здесь учатся новым способам совершать преступления и узнают много новой информации об этом». Я сказал ему: «Теперь расскажу, как наказывает Тора. Вор платит удвоенную сумму, иногда платит в четыре или в пять раз больше. Это искореняет «неоплаченные» преступления. Если ему нечем заплатить, его продают в рабство. А кто готов купить вора в качестве раба, кто позволит вору жить у себя дома? Лишь тот, у кого сильное желание наставлять, перевоспитывать и исправлять. Он заплатит за вора, и деньги пойдут тому, кого обокрали. Вдобавок, он обеспечивает также и его жену с детьми. В течение шести лет вор находится под его кровом, и к нему относятся, как к равному. Более того, если у хозяина есть одна подушка, он отдает ее рабу. Если есть хороший хлеб и черствый, рабу он дает хороший. Тогда и раб испытывает благодарность к своему новому хозяину и слушает его наставления. Он будет заниматься ручной работой, которая поможет ему исправиться, и тогда придет к новому образу жизни, полный решимости никогда больше не воровать. Таков закон Торы о воре. Вам в распоряжение отданы заключенные не для того, чтобы их развлекать, пока они не вернутся к преступлениям, а чтобы исправлять их за время пребывания здесь. Я для того и пришел, чтобы помочь в этом!» Я встал. Начальник говорит: «Тогда я пойду с Вами, посмотрю, как Вы это сделаете».
После той встречи начальник учредил в тюрьме курс исправления – уроки и лекции по Торе.
Помимо духа, существующего в самом изучении Торы, наблюдение показало, что прошедшие этот курс не возвращались более к преступной жизни. Вот что можно сделать одной только речью!