Согласно Торе, тот, кто непреднамеренно убил ближнего, должен бежать в специальный город-убежище. Эту обязанность Тора выражает следующими словами: «Если он не метил [убить ближнего], но Б-г попустил ему под руку, то назначу тебе место, куда ему бежать». На иврите этот стих пишется так: «וַאֲשֶׁר לֹא צָדָה וְהָאֱלֹקִים אִנָּה לְיָדוֹ וְשַׂמְתִּי לְךָ מָקוֹם אֲשֶׁר יָנוּס שָׁמָּה». Аризаль сообщает нам, что в этом стихе есть намек на наш месяц элуль, т.к. начальные буквы слов этого стиха «אִנָּה לְיָדוֹ וְשַׂמְתִּי לְךָֹ» составляют «элуль» (אלול).
Почему же намек на месяц элуль мы находим именно в этом стихе?
Чтобы дать ответ на этот вопрос, попробуем прежде задуматься над предназначением городов-убежищ. В чем состоит польза для самого убийцы находиться именно в городе-убежище (ведь, несомненно, помимо самого спасения от мстителя, в пребывании убийцы в городе-убежище есть более глубокий смысл)?
Думаю, что польза заключается в следующем: факт убийства, даже если оно было непреднамеренным, говорит о недостаточной ценности жизни в глазах убийцы, ведь, если бы он подобающим образом ценил жизнь другого еврея, он был бы осторожнее и не стал бы невольной причиной смерти другого человека. Только пребывание в городе-убежище поможет ему измениться. Ведь всё время, пока человек находится в прежнем окружении, в том же жизненном потеке, он практически не может стать другим. Пребывание в городе-убежище помогает человеку отстраниться от прежних влияний.
Месяц Элуль – это месяц, предшествующий судным дням, поэтому в элуле человек вспоминает о Творце и желает исправиться. Однако сделать это ему непросто из-за влияния тех грехов, которые он совершал до сих пор под влиянием его окружения и среды, в которой он живет. В месяце элуль Творец посылает еврею особенную помощь – возможность приблизиться к Нему несмотря на любые негативные влияния. И этим он напоминает города-убежища.