Вопрос:
Уважаемый рав, у меня возник вопрос по поводу поступков Эстер в свитке Эстер.
Как мы знаем, Эстер совершила невероятно самоотверженный поступок, придя к царю Ахашверошу без приглашения, рискуя собственной жизнью. Ведь любой, кто являлся к царю без зова, подлежал казни, если только царь не протягивал ему золотой скипетр в знак милости.
Однако вместо того, чтобы сразу попросить царя о спасении евреев и рассказать ему о кознях злодея Амана, Эстер приглашает и царя, и Амана на пир. А на следующий день она снова зовет их обоих на новое пиршество.
В чем был смысл такого поведения Эстер? Почему она не воспользовалась сразу возможностью раскрыть царю глаза на истинное лицо Амана как врага евреев? Зачем ей понадобилось устраивать эти совместные трапезы с Аманом вместо того, чтобы немедленно просить о спасении своего народа?
Ответ:
Шалом!
В трактате Талмуда «Мегила» (15б) приводится обширная дискуссия, посвященная анализу мотивов и расчетов царицы Эстер, которые привели ее к решению пригласить злодея Амана на два пира вместо того, чтобы открыто выступить перед царем Ахашверошем с разоблачением коварных планов Амана по истреблению евреев.
Давайте же внимательно рассмотрим всю палитру мнений, высказанных мудрецами Талмуда, чтобы глубже понять внутреннюю логику и мудрость поступков Эстер. Вот полный список всех приведенных в Талмуде объяснений:
- Раби Элиезер говорит, что Эстер устроила для Амана ловушку. Он основывается на стихе из Псалмов (69:23): «Да станет трапеза их сетью для них».
- Раби Егошуа высказывает мнение, что поступки Эстер были вдохновлены уроками, полученными ею в отчем доме. Он цитирует слова из Притчей Соломоновых (25:21), утверждающие: «Если враг твой проголодался, подай ему хлеба»
- Раби Меир предполагает, что Эстер была обеспокоена возможностью, что Аман, находясь на пике своего влияния, мог бы планировать заговор с целью узурпации трона. Приглашая Амана на пир, она стремилась нейтрализовать эту угрозу.
- Раби Иегуда объясняет, что Эстер стремилась скрыть свое еврейское происхождение от окружающих.
- Раби Нехемья говорит, что Эстер не хотела, чтобы евреи, надеясь на ее влияние во дворце, перестали искренне молиться Богу о спасении.
- Раби Йоси считает, что Эстер хотела обеспечить себе постоянный доступ к Аману для реализации своего плана. Она надеялась, что сможет повлиять на него и заставить совершить какую-то ошибку в присутствии царя.
- Раби Шимон бен Менасья предполагает, что Эстер надеялась: видя, в каком тяжелом положении находятся евреи (ведь даже она вынуждена приглашать врага на пир), Всевышний вмешается и сотворит чудо.
- По мнению Иегошуа бен Корха, своим вниманием к Аману Эстер планировала вызвать ревность у царя, чтобы тот заподозрил любовную связь между ними и казнил обоих.
- Рабан Гамлиэль расценивает поступок Эстер как продуманный ход, учитывающий переменчивость характера царя Ахашвероша. Эстер стремилась гарантировать личное присутствие Амана на пиру, чтобы, если она убедит царя в его виновности, наказание могло последовать немедленно, не давая царю возможности пересмотреть своё решение.
- Раби Элиезер из Модиин, которого цитирует раби Иегошуа бен Карха, считает, что приглашением Амана Эстер стремилась вызвать к нему ревность не только у царя, но и у других придворных.
- Рабба предполагает, что Эстер действовала в соответствии с мудростью, изложенной в Притчах Соломоновых (16:18): «После гордости идёт падение». Она преднамеренно ожидала, когда Аман, поддавшись гордыне, достигнет апогея своего высокомерия, чтобы в этот момент обрушить его с пьедестала его самоуверенности.
- Абайе и Рава единодушны в том, что Эстер руководствовалась идеей из Псалмов (21:10): «Когда они воспламенятся, я приготовлю пир их».
В завершение Талмуд повествует, что рабба бар Авуа спросил у пророка Элияу, какого мнения из перечисленных в действительности придерживалась Эстер. Элияу ответил: «Всех мнений, высказанных и таннаями, и амораями». То есть Эстер руководствовалась всеми этими соображениями, действуя мудро и дальновидно ради спасения евреев. И ради всех этих причин вместе взятых Эстер была готова к самопожертвованию, не ради одного из них, как пишет Маараль.
Кстати, Маараль в книге «Ор Хадаш» поясняет глубину этих идей. Читая его комментарий, мы видим, что они были основаны на тонком понимании психологии человека и Божественного Провидения. Маараль показывает, как все эти мнения дополняют друг друга и складываются в единую целостную картину.