Вопрос:
«Уважаемый рав, я никак не могу понять одну вещь: как так получилось, что царь Шломо, которого Тора называет мудрейшим из всех людей, любил множество женщин? В Танахе сказано, что у него было 700 жен и 300 наложниц. Это не просто многоженство, а какое-то чрезмерное увлечение!
Как может мудрейший человек так сильно привязываться к столь большому количеству женщин? Разве это не противоречит идеалам умеренности и самоконтроля? И не приводит ли такое поведение к уменьшению святости и отдалению от Всевышнего?»
Ответ:
Шалом! Ваш вопрос о многочисленных женах царя Шломо требует особенно тщательного и глубокого рассмотрения. Действительно, непонятно, как мог человек такого духовного уровня, наделенный божественной мудростью, так сильно привязаться к столь большому количеству женщин? На первый взгляд, это кажется противоречащим идеалам умеренности и самоконтроля, которым он сам учил.
Прежде чем мы начнем рассматривать этот специфический грех, важно отметить следующее…
Когда мы сталкиваемся в Танахе с описанием поступков великих праведников, которые кажутся нам греховными или недостойными, мы должны помнить, что наше понимание их действий крайне ограничено. То, что для обычного человека может считаться самым незначительным отклонением, которое весьма непросто различить, или даже заповедью, для личности высочайшего духовного уровня может расцениваться как серьезный проступок. Я написал об этом подробную статью.
Поэтому важно четко понимать, что когда в Танахе встречается критика в адрес великих праведников, речь идет о тончайших нюансах, связанных с их духовным уровнем и уровнем поколения, в котором они живут. Эти нюансы настолько тонки, что мы, даже используя самую сильную лупу, не смогли бы их разглядеть.
Более того, часто за внешне противоречивыми действиями праведников скрываются глубокие духовные намерения и цели, недоступные нашему пониманию.
Это особенно верно в отношении царя Шломо (Соломона), которого Танах называет «едид Ашем» — «возлюбленный Всевышнего» (Шмуэль II 12:25). Шломо был не только мудрейшим из людей (Млахим I 5:11), но и автором трех книг Танаха — Мишлей (Притчи), Коэлет (Екклесиаст) и Шир а-Ширим (Песнь Песней), которые учат нас, как достичь праведности, отдалиться от грехов и не погрязнуть в материальности мира.
Теперь давайте рассмотрим этот специфический «грех» — любовь к многочисленным нееврейским женщинам, которые склонили его сердце к идолопоклонству.
Чтобы объяснить этот грех, обратимся к словам наших мудрецов в Иерусалимском Талмуде (Санедрин 2:6). Там сказано, что целью Шломо было привлечь этих женщин, которые являлись видными представителями своих народов, как, к примеру, дочь фараона, к Торе и распространить на них и на народы, которые они представляют, «крылья» святости Творца. Это соответствует одной из главных задач еврейского народа — нести свет Торы всему миру.
Аризаль (рабби Ицхак Лурия) в своих каббалистических трудах (Ликутей Тора, Мелахим) предлагает схожее объяснение, но на уровне каббалы. Он пишет, что намерение Шломо заключалось в исправлении определенных духовных аспектов мироздания, привлекая эти аспекты к святости. Согласно Аризалю, 700 жен соответствовали семи нижним сфирот (духовным атрибутам), а 300 наложниц — трем высшим. Таким образом, Шломо стремился поднять эти души на высочайший духовный уровень.
Однако Аризаль отмечает, что Шломо не смог полностью достичь своей цели, так как полное исправление мира возможно только с приходом Машиаха. В этом и заключалась его ошибка. Тем не менее, его усилия не были напрасными и внесли свой вклад в процесс всемирного духовного исправления.
Подобное объяснение Аризаль дает и относительно Моше, который приблизил эрев рав (различные народы, которые примешались к евреям), несмотря на то что он, несомненно, знал о потенциальной угрозе этого (Шаар а-Псуким, Шмот).
Что касается нееврейского происхождения многих жен Шломо, Рамбам в своем своде законов «Мишне Тора» (Исурей Биа 13:14) доказывает, что эти женщины прошли гиюр (обращение в иудаизм) перед браком. Рамбам подчеркивает, что невозможно даже предположить, что такой праведник, как Шломо, мог жениться на нееврейках, не прошедших гиюр.
А то, что некоторые из его жен все же склонили его сердце к идолопоклонству в старости (Млахим I 11:4), Талмуд (Шаббат 56б) объясняет следующим образом: поскольку эти женщины были изначально идолопоклонницами, их окружение привело Шломо к тому, что у него промелькнула какая-то мысль, связанная с идолопоклонством. Для такого великого праведника, как Шломо, даже это уже считается, как будто они склонили его сердце к идолам.
В заключение, пример царя Шломо служит важным уроком того, как следует понимать упоминания о грехах праведников в Танахе. Он учит нас, что то, что может казаться серьезным проступком, в действительности может быть лишь едва заметным отклонением от идеала. Более того, за внешне противоречивыми действиями часто скрываются глубокие духовные намерения и стремление к исправлению мира, которые не всегда очевидны на первый взгляд.