Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Евреи в Земле Израиля: от османского завоевания до 18-го века

Османская Империя

В 1517 году Османская империя завоевала Землю Израиля у мамлюков. На тот момент в ней проживало около 5000 евреев, что составляло 1,7% от общего населения. Некоторые еврейские общины не пострадали от завоевания, в то время как другие столкнулись с насилием и грабежами. В долгосрочной перспективе османское завоевание оказалось благоприятным для евреев в Земле Израиля. Расширение Османской империи позволило сефардским евреям, нашедшим убежище после изгнания, свободно передвигаться в пределах её границ. Некоторые из них использовали эту возможность, чтобы переехать в Землю Израиля и обосноваться там.

Хеврон

В 1540 году группа испанских евреев прибыла в Хеврон и укрепила его небольшое еврейское сообщество. Историк Джерольд С. Ауэрбах пишет, что группа еврейских изгнанников из Испании, присоединившись к Менахему бен Моше Бавли, уважаемому автору из Багдада, приобрела участок земли в Хевроне у местного караимского сообщества. Рабби Малхиэль Ашкенази, их благодетель, купил двор, который стал известен как Эль Кортийо, «Двор евреев». Он также субсидировал покупку дополнительных зданий вокруг вновь построенной синагоги, где он стал первым раввином восстановленного сообщества Хеврона. Он поощрял переселение ученых каббалистов из Цфата, где он учился до прибытия в Хеврон.

Интерьер многовековой синагоги Авраам Авину в Хевроне. Источник: via Wikimedia Commons

Цфат

Цфат пережил приток новых жителей в 16 веке. Среди них был рав Йосеф Каро, автор классического Кодекса еврейского закона. В Цфате он был назначен членом раввинского суда и основал талмудическую академию, привлекшую многих студентов. Примерно в то же время Цфат стал известен как город каббалистов. Среди выдающихся каббалистов, переехавших в Цфат в 16 веке, были рав Шломо Алкабец, рав Моше Альших и, самый известный из них, Раби Ицхак Лурия, известный как Аризаль.

Хотя Аризаль родился в Иерусалиме, он вырос в доме своего дяди в Египте, куда переехал со своей матерью после преждевременной смерти отца. С юных лет он был признан многообещающим ученым. Он учился у величайших раввинов Египта. В подростковом возрасте Аризаль начал изучать каббалу, в конечном итоге разработав и популяризировав свой собственный подход к каббалистическим учениям.

Рав Берель Вайн пишет, что Раби Ицхак прибыл в Цфат в 1570 году, чтобы учиться у ведущего каббалиста того времени, Раби Моше Кордоверо. Однако Раби Моше умер в том же году, и Раби Ицхак сразу же унаследовал его мантию лидера каббалистического мира. Раби Ицхак сделал радикальный отход от прошлых традиций преподавания каббалы. Он ввел новую теорию и форму каббалы, которая охватила еврейский мир и стала нормативной формой каббалы на следующие четыре столетия.

К сожалению, жизнь Аризаля оборвалась менее чем через три года после его прибытия в Цфат. Но его влияние продолжало жить. Его ученики продолжили его наследие, распространяя его учения в Цфате и за его пределами.

Сефардская синагога Ари в Цфате, где, как говорят, молился Аризаль. Источник: Wikimedia Commons

Тверия

Помимо своего духовного развития, Галилея также пережила значительное материальное и инфраструктурное развитие в 16 веке благодаря усилиям двух известных благотворителей, Доны Грасии Мендес Наси и её племянника и зятя, Дона Йосефа Наси.

Богатая и влиятельная семья Наси сбежала из Португалии, где их насильно обратили в христианство, и открыто вернулась к иудаизму, в конечном итоге поселившись в Константинополе, столице Османской империи. Они завоевали благосклонность султана Сулеймана Великолепного и использовали свои связи, чтобы помочь своим еврейским собратьям, особенно тем, кто страдал от инквизиции. Среди их достижений было восстановление города Тверии на берегах Галилейского моря.

Историк Сесил Рот пишет:

«В 1561 году… Дон Йосеф получил от султана грант на Тверию и семь деревень поблизости, видимо, как полуфеодальную зависимость – «сделав его князем и правителем над ними», как говорится в словах современной еврейской хроники… По-видимому, данная территория была отведена для евреев, которые в конечном итоге должны были в ней преобладать; но этот процесс ещё предстоял в будущем. К сожалению, точные условия гранта не сохранились…»

Предположительно, Наси заплатили султану большую сумму вперед и обязались платить значительную ежегодную дань.

Не имея возможности самостоятельно отправиться в Землю Израиля из-за своих деловых и политических обязательств, Дон Йосеф отправил своего агента, Йосефа бен Ардута.

Рот продолжает:

«Перед отъездом в Палестину, вероятно летом 1563 года, последний был принят султаном, который благосклонно отнесся к нему и назначил ему [ежедневное] содержание… Таким образом, он обладал полномочиями имперского офицера, а также представителя Дона Йосефа; при этом он нес с собой копию имперского фирмана и патентные письма губернатору Цфата и его начальству в Дамаске, приказывающие оказать ему всяческую помощь. Некоторые стойкие люди, которые должны были стать пионерами нового поселения, сопровождали его…»

Медальон семьи Наси. Источник: Public domain, via Wikimedia Commons

Новоприбывшие восстановили стены Тверии, отремонтировали заброшенные дома и очистили руины. Они также вновь открыли древнюю синагогу.

Сама Дона Грасия планировала переехать в Тверию и заказала строительство великолепного особняка за пределами городских стен. Исторические источники не дают ясности относительно того, удалось ли ей осуществить этот переезд.

Будучи обеспокоенным финансовой безопасностью вновь восстановленного города, Дон Йосеф создал в Тверии текстильную промышленность, импортируя шерсть из Испании и способствуя посадке тутовых деревьев для производства шелка. Он также поощрял развитие сельского хозяйства.

Рот пишет:

«Путешественник, посетивший Тверию в 1564 году, описывает картину, сильно отличающуюся от опустошения, о котором рассказывали набожные паломники полвека назад. Он пишет, что город Тверия был виден издалека; он располагался так близко к Галилейскому морю, что часть его казалась будто погруженной в воду; город был крепким, окруженным прочными стенами. Было большое изобилие финиковых пальм, апельсиновых и сосновых деревьев. Естественное пышное зелень была настолько обильной, что аромат растений был почти удушающим.»

Еврейская ученость также возросла в Тверии. Несколько ученых из Цфата переехали в Тверию, имея полную поддержку Доны Грасии.

Что произошло в Тверии в последующие десятилетия, не совсем ясно. Дон Йосеф пытался привлечь больше евреев в своё процветающее новое сообщество, но некоторые группы евреев в пути в Тверию погибли в море или были захвачены пиратами и проданы в рабство. Неизвестно, сколько из тех евреев, кто принял приглашение Дона Йосефа, на самом деле добрались до Тверии.

В самой Земле Израиля новоприбывшие столкнулись с враждебностью и насилием со стороны окружающего арабского и бедуинского населения. Некоторые были вынуждены бежать в более безопасные места. После смерти Дона Йосефа еврейское сообщество Тверии постепенно пришло в упадок.

Однако усилия семьи Наси не были напрасными. Более чем через столетие сообщество и его процветающее сельское хозяйство были восстановлены Раби Хаимом Абулафией и его последователями, прибывшими в Тверию из Смирны, Турция, в 1740 году. Раби Абулафия также открыл талмудическую академию в Тверии.

Синагога Абулафии в Тверии, основанная в 1742 году Раби Хаимом Абулафией. Источник: via Wikimedia Commons

Иерусалим

В 17 веке еврейские общины в Земле Израиля пережили несколько потрясений, таких как насильственные нападения, эпидемии и голод. Тем не менее, были выдающиеся личности, которые покинули свои родные земли и отправились в Землю Израиля.

Раби Йешая Горовиц, известный как Шелах, прибыл в Иерусалим из Праги в 1621 году в возрасте 61 года. Уже будучи всемирно известным за свои ученые труды, он был немедленно назначен раввином ашкеназской общины Иерусалима. На протяжении нескольких лет он преподавал и писал свои влиятельные работы в мире.

В 1625 году жестокий местный правитель посадил Раби Горовица и других раввинов в тюрьму и удерживал их в качестве заложников. Однажды выкупленный, Раби Горовиц бежал в Цфат, а позже переехал в Тверию, где умер в 1630 году.

Другим влиятельным прибывшим в Землю Израиля был Раби Яаков Цемах, родом из Португалии. Выросший в семье конверсо¹, он сбежал в Цфат, где погрузился в изучение Иудаизма и в конечном итоге стал знатоком и учителем Торы. В 1642 году он приехал в Иерусалим и открыл там талмудическую академию.

После смерти Раби Цемаха его работу в области образования продолжил Раби Яаков Хагиз, который прибыл в Иерусалим в 1658 году из Италии. Он расширил академию и обновил её учебную программу с целью предоставить каждому студенту прочную основу в изучении Торы.

Хотя темпы еврейской иммиграции в Землю Израиля в 17 веке замедлились, в 18 веке они снова ускорились.

Профессор Яков Барнай пишет:

«Было постоянное движение иммигрантов с 1730-х годов до конца века… Стамбульские чиновники не только облегчали иммиграцию тысяч евреев в Палестину, но и организовывали её. Каждый год они составляли точный список иммигрантов и потенциальных иммигрантов из других стран, и каждое лето нанимали корабль, иногда несколько кораблей, для иммигрантов и паломников… Корабли, отправлявшиеся из Стамбула, обычно перевозили около 100-200 человек. Но корабли отправлялись не только из Стамбула. Мы знаем, что в конце лета корабли отправлялись из Измира, Салоник, Легорно (Ливорно) и даже Амстердама. Похоже, что сотни евреев ежегодно отправлялись в Палестину, некоторые из них с намерением осесть там, а другие — в качестве паломников.»

Новоприбывшие укрепили существующие общины как финансово, так и духовно.

Барнай продолжает:

«Среди иммигрантов были известные раввины и богатые евреи, которые пожертвовали большие суммы денег в Палестину и передали значительные средства в Стамбульский фонд… Увеличение иммиграции ученых Торы привело к созданию иешив [талмудических академий] в различных местах, особенно в Иерусалиме, где сосредоточились несколько сотен ученых Торы.»

Хотя некоторые иммигранты прибыли самостоятельно, многие последовали за вдохновляющими лидерами, которые воодушевили своих последователей на осуществление их жизненной мечты об устройстве в Земле Израиля.

Одним из таких лидеров был Раби Йеуда Хасид из Польши, который собрал 1500 последователей — самую крупную ашкеназскую группу в те дни, отправившуюся на Землю Израиля. К сожалению, 500 из них погибли во время трудного и долгого путешествия.

Раби Рабинович пишет:

«Что дало выжившим силы продолжать и не поддаваться панике? Ответом является Раби Йеуда Хасид, который проповедовал, куда бы они ни шли, с необычайным энтузиазмом и вдохновлял всех своими огненными словами. В своих проповедях он побуждал своих слушателей к покаянию и добродетельному поведению.»

Когда группа прибыла в Иерусалим в 1700 году, они почти удвоили еврейское население города. Они немедленно начали строить дома и синагогу.

Затем произошла трагедия. Раби Йеуда Хасид умер через пять дней после их прибытия. Оставшись без лидера, новоприбывшие не знали, что делать дальше. Некоторые вернулись назад. Другие переехали в другие города в Земле Израиля.

Те, кто остался, продолжали строительство, но вскоре у них закончились средства. В отчаянии они заняли деньги у местных арабских землевладельцев. Со временем их долги только росли, а кредиторы теряли терпение.

В 1720 году терпение арабов лопнуло. Местные арабы напали на зарождающуюся ашкеназскуе общину и разрушили их дома и синагогу. Некоторые члены общины были арестованы, а некоторые бежали в другие места. В течение следующего столетия ашкеназским евреям не разрешалось поселяться в Иерусалиме.

Разрушенная синагога стала известна как Хурва – руина. Позже она была восстановлена, затем снова разрушена и вновь восстановлена, но она все еще известна как синагога Хурва.

Восстановленная синагога Хурва сегодня, Старый город, Иерусалим. Источник: Wikimedia Commons

Другим лидером, который прибыл в Землю Израиля с группой учеников, был Раби Хаим ибн Аттар, также известный как Ор Ахаим, родом из Марокко. По прибытии в Иерусалим в 1742 году он основал синагогу и талмудическую академию. Их первоначальные здания находятся в Старом городе Иерусалима, на улице, названной в честь раввина Ор Ахаим.

Интерьер синагоги Ор Ахаим в Старом городе Иерусалима. Источник: Public domain, via Wikimedia Commons

Ещё одной выдающейся личностью, прибывшей в Землю Израиля в середине 18 века, был Раби Гершон из Китова, шурин знаменитого Бааль Шем Това, основателя Хасидизма. Хотя он привез только свою семью, его переезд имел более широкие последствия.

Раби Рабинович пишет:

«Они… вели такую тяжёлую жизнь, что Раби Гершон был вынужден заявить в одном из своих писем: «Я не получаю никакого удовольствия от своей жизни в этом мире». Можно предположить, что материальные требования Раби Гершона были скромными, но тем не менее он страдал от недостатка. У него даже не было ашкеназского учебного партнёра, и он установил связи с сефардской общиной. Однако он служил маяком для других, своего рода костром, подобным тому, который раньше разжигали для объявления о новолунии; его само присутствие в Земле провозглашало другим, что есть обязанность совершить алию² в Землю Израиля. В этом смысле можно сказать, что его алия равносильна алии десятков тысяч. И если сам он не получал удовольствия от жизни в этом мире, то по крайней мере заложил основу для удовольствия многих других в Святой Земле, даже в материальном смысле.»

Действительно, хасиды – последователи Бааль Шем Това – последовали примеру Раби Гершона, и небольшое движение превратилось в волну.

Первая группа хасидов поселилась в Тверии в середине 18 века. В неё входили Раби Нахман из Городенки и Рабм Менахем Мендель из Пре́мишлана.

Более крупная группа, под руководством Раби Менахема Менделя из Витебска, отправилась в 1777 году. Раби Менахем Мендель, уважаемый духовный лидер хасидов в России, привёл с собой 300 учеников. Путешествие было непростым. К сожалению, один из их кораблей затонул в пути, и тридцать путешественников утонули.

Выжившие добрались до Цфата. Там они столкнулись с враждебностью со стороны местного правительства и финансовыми трудностями. Раби Менахем Мендель и многие из его учеников решили переехать в Тверию. Некоторые хасиды, под руководством Раби Авраама из Калиска, решили остаться в Цфате.

В Тверии группа Раби Менахема Менделя построила синагогу, которая использовалась до крупного землетрясения в 1837 году. Позже, в 1870 году, её восстановила группа хасидов Карлин-Столин.

Раби Менахем Мендель пользовался уважением не только среди своих последователей, но и среди первоначального сефардского сообщества. Он высоко ценил еврейское единство и поддерживал тёплые отношения со сефардами. Его собственный сын женился на сефардской женщине.

Несмотря на трудности, которые Раби Менахем Мендель пережил в Земле Израиля, он выражал свою любовь к этой земле и призывал других осесть там.

Раби Элиэзер Меламед пишет:

«Кто знает, насколько велико было влияние переезда Ребе Менахема Менделя в Святую Землю на большое хасидское сообщество, особенно на евреев России. Личный пример величайшего хасидского мудреца того поколения, отказавшегося от комфортной жизни и, с большой самоотверженностью, переехавшего в Израиль, был эффективнее тысяч проповедей. Медленно, постепенно, хасидское сообщество в Святой Земле начало прорастать и расти. Именно это сообщество послужило основой, на которой хасидизм был восстановлен после ужасного Холокоста, уничтожившего европейский хасидизм.

На самом деле, именно переезд Ребе Менахема Менделя в Землю Израиля мог заложить видение освоения и укрепления Земли Израиля глубоко в сердцах российских евреев — видение, которое привело бы к появлению движения практического сионизма, возглавляемого российскими евреями много лет спустя.»

Могила Раби Менахема Менделя из Витебска в Тверии. Источник: Джеймс Эмери из Дугласвилля, Соединённые Штаты, via Wikimedia Commons

Несмотря на постоянный приток новых иммигрантов, общая численность еврейского населения Земли Израиля к концу 18 века не увеличилась. Сообщества постигли несколько бедствий: землетрясение в Цфате, эпидемии в Иерусалиме и Акко, кровавые наветы в Хевроне, засухи и другие несчастья. Многие люди погибли, а другие покинули Землю Израиля.


  1. Термин, обозначающий обращённых (преимущественно в XIV и XV веках) в католицизм евреев и мусульман в Испании и Португалии. Может также относиться к их потомкам.
  2. Термин «алия», буквально означающий «восхождение», относится к иммиграции евреев в Землю Израиля.

Была ли эта информация полезной?

Да (4)
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Нам нужно собрать 5.000 USD в этом месяце, из них собрано:
17%
Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому
Имрей Ноам Мы хотели бы показывать вам уведомления о последних новостях и обновлениях.
Dismiss
Allow Notifications