Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Как управлять гневом?

Вопрос:

В наших источниках сказано, что когда человек гневается, все силы Геинома завладевают им. (Прошу прощения, это не точная цитата, по-моему). Как научиться управлять гневом, или перестать его вообще испытывать, в идеальном варианте? Как отличить праведный гнев от ущемленного самолюбия? Ведь пример Пинхаса показывает, что именно праведный гнев спас ситуацию. Если человек будет подавлять свои эмоции и сдерживаться, не давая выхода своим чувствам, то может даже заболеть Хас ВаШалом. Спасибо большое.

Ответ:

Шалом!

Желание Творца в создании человека было – чтобы его разум правил его материальными побуждениями и его чувствами. И в этом заключается свобода выбора человека, будет ли его разум править или нет, как пишет Рамхаль в книге «Путь Творца» (ч.1, гл.4).

Гнев – это одно из более сильных проявлений поведения человека без разума. Поэтому сказали наши мудрецы: «В трех вещах познается человек: в стакане вина, в кошельке и в гневе» (Эрувин 65б). И это потому, что, когда человек гневается, его разум не работает, и таким образом он уже не может скрыть свою истинную натуру. И поэтому сказали наши мудрецы: «Всякий, кто сердится, если он мудрец, то мудрость отходит от него» (Псахим 66б).

В Талмуде (Недарим 22а) говорится: «Всякий, кто гневается, все виды Геинома (ада) властвуют над ним», как Вы приводите. Такой гнев недопустим даже по отношению к грешникам, ведь всегда разум должен властвовать над человеком. Наши мудрецы говорят, что пророк Элиша временно потерял пророческий дар из-за гнева, который он проявил по отношению к грешнику (Псахим, там же).

От такого гнева нужно полностью отдаляться, как пишет Рамбам: «Гнев — это очень дурное качество, и человеку следует отдаляться от него до противоположной крайности. И пусть приучает себя не гневаться даже на то, что заслуживает гнева» (Мишне Тора, Деот 2:3).

Однако существует и другой вид гнева, который не является однозначно негативным. Это когда человек сильно пробуждается и возмущается из-за чего-то действительно важного и серьезного, но при этом сохраняет контроль над собой, не кричит и не ругается, а его разум продолжает в полной мере управлять поведением. В такой ситуации определенная степень гнева естественна и уместна, ведь человек — не бесчувственный камень.

Как пишет Рамбам: «Средним и правильным путем является гнев только в тех случаях, когда ситуация действительно заслуживает сильного негодования» (Мишне Тора, Деот 1:4). То есть умеренный гнев, направленный на искоренение зла и исправление грешников, может быть положительным качеством. Главное, чтобы он не выходил из-под контроля разума.

Примером такого гнева может служить случай с Пинхасом, который в порыве праведного негодования поразил Зимри и Козби, совершавших тяжкий грех (Бемидбар 25). Его решительные действия помогли остановить распространение разврата в народе и отвратить гнев Всевышнего. При этом Пинхас действовал осознанно и целенаправленно, а не просто из неконтролируемой ярости.

Для борьбы с гневом существует несколько полезных советов и размышлений:

  1. В книге «Решит Хохма» (Шаар а-Кдуша 1) советуется составить памятку о наказаниях за гнев и читать ее каждый день. Это поможет не забывать об огромном духовном уроне, который наносит гнев, по сравнению с ничтожной выгодой от него.
  2. Рамбан в своем знаменитом послании сыну (Игерет а-Рамбан) учит всегда говорить спокойно со всеми людьми. Это поможет избежать гнева — дурного качества, приводящего человека к греху.
  3. Рамхаль в книге «Месилат Йешарим» (гл. 7) объясняет, что внешние действия человека влияют на его внутренний мир, чувства и эмоции. Приучая себя реагировать внешне спокойно, человек со временем достигнет и внутреннего спокойствия.
  4. Рамбан также указывает, что причиной гнева является гордыня. Гневающийся ставит себя в центр вселенной и уверен, что все должно быть по его желанию. Поэтому, чем более скромным будет человек, тем легче ему будет избегать гнева.
  5. В святых книгах дается совет выждать некоторое время перед тем, как разгневаться, даже когда гнев оправдан. Как сказал царь Шломо: «Не спеши гневаться, ибо гнев гнездится у глупцов за пазухой» (Коэлет 7:9).
  6. «Пеле Йоэц» советует твердо решить молчать во время ссоры, чтобы огонь гнева не разгорелся. И наши мудрецы говорят, что на том, кто молчит во время ссоры, держится весь мир (Хулин 89а).

Применяя эти советы и размышляя над ними, человек может научиться контролировать свой гнев и использовать его только в достойных ситуациях, не давая ему властвовать над собой.

Была ли эта информация полезной?

Да (32)
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому
Имрей Ноам Мы хотели бы показывать вам уведомления о последних новостях и обновлениях.
Dismiss
Allow Notifications