Вопрос:
Шалом, уважаемый Рав Реувен!
У меня к вам вопрос: кто именно из левитов имел право петь в хоре Храма и почему? Мог ли кто-либо посторонний, например Давид, который любил петь, участвовать в пении в Храме?
Ответ:
Шалом, Давид!
Согласно закону, только левиты из определенных семей имели право петь в хоре Храма. Семьи левитов были разделены на группы в соответствии с их обязанностями — некоторые отвечали за пение, некоторые за открытие и закрытие дверей Храма, некоторые за охрану Храма и т.д. (Рамбам, Мишне Тора, Законы о Храме 3:1-2)
Обязанность левитов петь выводится из стиха «и будет служить во имя Господа Бога своего, как и все братья его левиты» (Дварим 18:7). Мудрецы объясняют, что «служение во имя» относится именно к пению (Арахин 11а). Основное пение левитов происходило во время возлияния вина на жертвенник (Брахот, 35а).
Левиту из семьи, которая выполняла другие обязанности, а не пение, было запрещено петь. Тора предусматривает за это наказание смертью от Небес, как сказано: «а чужой, приблизившийся, предан будет смерти» (Бемидбар 18:7). Тем более это относится к тому, кто вообще не является левитом.
Это правило распространялось даже на царя Давида. В Талмуде прямо говорится, что упомянутый стих о наказании применялся даже к царю Давиду (Шабат 31а). Таким образом, даже царь Давид, который любил петь, не имел права петь в Храме, поскольку не был левитом из семей певцов.