Вопрос:
Я хотела бы обсудить тему злословия (лашон ѓара). Как правильно поступать в ситуации, когда слышишь, что люди негативно отзываются о другом человеке? Как к этому относиться и какую позицию следует занять? Недавно я обнаружила список семи проверок от Хафец Хаима, которые необходимо провести, прежде чем говорить что-либо негативное о другом человеке. Могли бы вы объяснить, как правильно применять эти правила и какие существуют законы, касающиеся злословия?
Ответ:
Я понимаю вашу обеспокоенность ситуациями осуждения других людей. Это действительно важный вопрос, требующий глубокого понимания.
Запрет на лашон ѓара (злословие) невероятно строг. Наши мудрецы приравнивают его к трем наиболее строгим запретам. Важно понимать, что этот запрет охватывает не только сам процесс рассказа о недостатках другого человека, но и слушание таких разговоров, а также веру в услышанное.
Без должного понимания законов о лашон ѓара легко совершить ошибку: сказать лишнее или невольно поверить услышанному. Именно поэтому рав Исраэль Меир Каган (Хафец Хаим) создал обширный труд, разъясняющий эти законы.
Разрешено рассказывать отрицательную информацию про человека для пользы. Но при условии, что соблюдаются семь условий, которые Вы упомянули: видеть информацию самому, а не слышать по слухам; убедиться в достоверности; сначала попытаться повлиять на человека мягким упреком; не преувеличивать; иметь намерение принести пользу, а не отомстить; использовать другие пути решения, если они возможны; не причинять чрезмерный ущерб.
Что касается позиции слушателя – если информация передается для пользы, например, для предостережения от опасности, её можно выслушать. Однако даже в таком случае верить услышанному полностью запрещено. Разрешается лишь принять информацию к сведению для своей безопасности, но не как подтвержденный факт о характере или поступках другого человека.
Изучение законов лашон ѓара – это насущная необходимость. Это помогает не только воздерживаться от греха злословия, но и правильно действовать в ситуациях, когда требуется предупредить или защитить других, не нарушая при этом святости человеческой чести и доброго имени. Для более глубокого практического понимания этих законов я бы посоветовал книгу рав Зелига Плискина «Береги свою речь», которая представляет собой упрощённое изложение учения Хафец Хаима с примерами из реальной жизни. Перевод этой книги можно найти на сайте «Толдот».