«И возьмут для тебя чистое оливковое масло для освещения» (27:20).
Начнем с анекдота.
Двое друзей, далеких от Торы и заповедей, встретились после долгой разлуки. «Виктор, как дела? Что у тебя нового?»
«Даже и не спрашивай! Мой старший сын сделал тшуву и ушел в религию».
«О, упаси Б -же, соболезную! Даже не знаю, что я бы делал на твоем месте».
Через некоторое время они повстречались снова, и опять в их разговоре зазвучали непростые вопросы: «Виктор, что на этот раз?» «Что поделать? Дочь моя тоже ушла в религию…» «Ужас! Что ты говоришь! Одно несчастье за другим… послушай, ничего не поделаешь, тебе нужно проверить мезузы».
Можно сделать простой вывод: в каждом еврее есть скрытая искра, даже если он сам не признает этого.
Мидраш (Шмот Раба, 36:1) говорит, что в приведенном выше стихе из Торы сыны Израиля уподоблены оливковому маслу. Почему? «Со всеми жидкостями, если человек смешивает их, то не знает, какая была внизу, а какая пришла сверху. Но масло – даже если смешать его со всеми жидкостями мира, оно всегда окажется над ними».
Раби Сулейман Охана, один из учеников Аризаля, говорит, что слова этого Мидраша относятся к каждому еврею, каким бы он ни был. Неважно, насколько он погряз и смешался с нечистотой и мерзостью этого мира. Стоит лишь вдохнуть в него еврейскую искру, и он тотчас «всплывет» на поверхность, как масло, и вернется к своему Отцу Небесному.
Автор книги «Бней Давид», один из мудрецов Джарбы, приводит интересный рассказ.
Посланник из страны Израиля, путешествуя, прибыл в далекую глухую деревню. Солнце садилось, и он стал искать место для ночлега. Вскоре один из жителей пригласил его к себе домой. По профессии он был ювелиром и принял путника с гостеприимством. На следующий день, еще прежде, чем встало солнце, ювелир уже приступил к своей работе. Гость присмотрелся к его действиям, и увидел, как тот старается. Желая разжечь огонь в печи, он дул на него и махал тканью, чтобы пламя разгорелось. «Почему ты не пользуешься кузнечными мехами? – спросил гость из Израиля с удивлением, – если бы ты так делал, то не утомился бы в попытках раздуть пламя». Ювелир остановился и воскликнул: «Меха? Никогда о таком не слышал!» «В таком случае, – пообещал гость, – когда я приеду в большой город, постараюсь купить тебе меха в благодарность за гостеприимство и отправлю с посыльным».
Он сдержал свое слово – купил кузнечные меха и отправил их ювелиру с надежным посыльным.
Спустя год, он снова оказался в той деревушке и увидел, как ювелир трудится. Оказалось, что тот не пользуется купленными мехами, а разводит огонь своим примитивным способом. Гость испытал разочарование. В ответ на вопрос ювелир с уверенностью заявил: «Меха – это непригодный инструмент!» Когда стали выяснять, как он ими пользовался, ювелир объяснил: «Я положил в печь угли, и стал дуть на них мехами, но они остались холодными». «Но угли всегда будут холодными, пока ты не зажжешь первую искру! – воскликнул гость, – если бы ты зажег малую искру, меха помогли бы тебе превратить ее в большое пламя!»
Эта история содержит в себе нравоучение. Чтобы приблизить еврея к Торе, нужно зажечь в нем чистую искру, спрятанную глубоко в душе, дать ему почувствовать сладость от исполнения заповедей. Тогда он ощутит, как в его сердце разгорается пламя святости, любовь к Торе и заповедям, как сказано: «Попробуйте и увидите, как добр Б -г» – чтобы увидеть Его доброту, достаточно лишь попробовать.