Вопрос:
Почему во время казни египетской саранчой Моше сразу после предупреждения фараона выходит от него, не дожидаясь ответа?
Ответ:
Вы затрагиваете очень интересную тему. Более того, здесь возникают еще две примечательные детали: почему фараон сразу после своего согласия отпустить евреев спрашивает: «Кто пойдет?» – что он не делал во время предыдущих казней, и почему фараон выгоняет Моше сразу после того, как выражает свое несогласие, не дожидаясь его ответа или реакции?
Я полагаю, что ответ на все эти вопросы кроется в словах Всевышнего к Моше: «иди к фараону, ибо Я ожесточил его сердце и сердце его рабов». Моше обратил внимание на необычное упоминание рабов в этом случае, чего не было при других казнях. Он понял, что рабы фараона будут играть особую роль в этом эпизоде – именно они будут убеждать фараона отпустить народ.
Поэтому Моше, произнеся предупреждение о надвигающейся казни, сразу покинул фараона, не дожидаясь ответа. Он намеренно дал пространство для того, чтобы рабы могли повлиять на решение фараона. Именно так и произошло.
Фараон уступил просьбам своих рабов, но в глубине души не желал отпускать народ. Это видно из формулировки текста: сказано «и были возвращены Моше и Аарон», а не «фараон вернул их». Это указывает на то, что фараон лишь позволил своим рабам вернуть их, но сам не проявил инициативу.
Внутреннее сопротивление фараона проявилось в его неожиданном вопросе «Кто пойдет?», который был задан, чтобы дать возможность передумать.
Когда Моше ответил, что пойдут все, фараон немедленно выразил несогласие, поскольку это противоречило первоначальной просьбе – пойти служить Богу на три дня, на которую он согласился под давлением рабов. И поскольку фараон изначально не собирался отпускать евреев, он, опасаясь, что Моше может согласиться с его претензией и предложить компромисс, даже не стал ждать ответа и выгнал его. Фараон не хотел дать Моше возможность найти решение, которое могло бы удовлетворить обе стороны, так как его истинным намерением было найти предлог для отказа, а не достичь соглашения.