Обязанность произносить сто благословений в день
Каждый еврей обязан произносить как минимум сто благословений (брахот) в день. Это правило основано на высказывании рабби Меира в Вавилонском Талмуде (трактат Менахот 43б): «Человек обязан произносить сто благословений каждый день, как сказано: «А теперь, Израиль, чего Господь, Бог твой, требует от тебя? Бояться Господа Бога твоего»» (Дварим 10:12).
Толкование правила
Хотя это правило выведено из стиха, многие ранние законоучители (ришоним) считали, что оно не является заповедью Торы, а было установлено мудрецами. Библейский стих служит лишь косвенным намеком (асмахта).
Ришоним предлагают несколько интерпретаций того, как это правило выводится из данного стиха:
1. По мнению Раши, оно основано на слове «что» (ма) в стихе. Вместо «что» следует читать «сто» (меа).
2. Тосафот объясняют, что число букв в этом стихе вместе с буквой алеф в слове «что» составляет сто, и это намекает на произнесение ста благословений в день.
Сто благословений охватывают каждый аспект нашей повседневной жизни — от пробуждения утром до отхода ко сну вечером. Произнося благословения на еду, питье, благоухания, явления природы, исполнение заповедей и т.д., мы признаем Бога источником всех благ в нашей жизни. Благословляя Его непрестанно в течение дня, мы укрепляем осознание Его постоянного присутствия и провидения, а следовательно, увеличиваем наш страх и трепет перед Богом. Тем самым с практической точки зрения выполняется требование вышеупомянутого стиха — бояться Бога.
Постановление царя Давида
Согласно респонсе рабби Натронай Гаона, цитируемой в Туре, это правило было введено царем Давидом во время эпидемии в Иерусалиме, уносившей жизни ста человек ежедневно. Причина эпидемии была неизвестна. Давид выяснил с помощью Святого Духа, что произнесение ста благословений остановит эпидемию, что и произошло.
Практические правила
В будний день обычный распорядок дня включает более ста благословений (102 благословения согласно приведенной таблице), но в Шаббат и праздники не хватает тринадцати благословений (всего 81 благословение). Поэтому в Шаббат и праздники необходимо восполнить недостающие благословения, например, произнеся благословения над фруктами, десертом или благовониями. Благословения вызванных к чтению Торы тоже могут засчитываться, если слушающий отвечает «амен».
Однако не следует произносить необязательные благословения только ради выполнения заповеди о ста благословениях, например, благословлять другую пищу до хлебной трапезы.
Большинство законоучителей считают, что женщины не обязаны выполнять эту заповедь о ста благословениях.
Таблица благословений
Как достичь ста благословений каждый день?
В будние дни
Как мы писали, на практике в будние дни можно достичь почти «без усилий» чтения ста благословений по простому подсчету:
Молитва Амида содержит 19 благословений X 3 молитвы в день:
- Утренняя Амида — 19
- Дневная Амида — 19
- Вечерняя Амида — 19
В утренней молитве есть также дополнительные благословения:
- Утренние благословения + благословение «hа-Мапиль» — 19 благословений
- Благословения на Тору — 2 благословения (по мнению Рамы — 3)
- Благословение надевания цицит — 1
- Благословение возложения тфилин — 1 (по мнению Рамы — 2)
- Остальные благословения утренней молитвы — 5 (благословения «Шма», «Барух ше-Амар» и «Иштабах»)
Омовение рук и завтрак:
- Омовение рук — 1
- «hа-Моци» — 1
- Благословение после трапезы (Биркат hа-Мазон) — 3 благословения
Итого до сих пор 90 (по мнению Рамы — 92).
Омовение рук и обед/ужин, посещение туалета и благословение «Ашер Яцар», а также перекусы с благословениями «Биркот hа-Неhенин», и вот уже достигнуто сто благословений.
Произнесение ста благословений в Шаббат и праздники
В Шаббат и праздники нет всех вышеупомянутых благословений, ведь молитва Амида содержит всего 7 благословений.
Поэтому, чтобы достичь ста благословений, необходимо добавить дополнительные благословения, как рассказывается в Гемаре о раве Хие, который старался приготовить [особые блюда], чтобы достичь ста благословений в Шаббат: «Рав Хия, сын рава Авия, в Шаббат и праздники старался и наполнял их [трапезы] разными видами [блюд] и деликатесами».
То же самое относится и к праздникам, ведь молитва Амида в них тоже короче и не содержит большинство благословений.
Значение заповеди
Еврейская традиция придает большое значение произнесению ста благословений в день, видя в этом средство привлечения милости Всевышнего и защиты от бедствий. Это правило побуждает еврея постоянно осознавать присутствие Бога и выражать Ему благодарность за все блага.