Вопрос:
В недельной главе говорится о еврейских рабах. Получали ли они оплату за свой труд, и какие обязательства по отношению к ним возлагались на хозяина?
Ответ:
Прежде всего необходимо понять, кто такой еврейский раб согласно Торе. Рамбам разъясняет, что еврейским рабом мог стать человек либо по решению суда (бейт-дина), когда, например, вор не мог возместить украденное, либо через добровольную продажу себя из-за крайней бедности. При этом продажа себя допускалась исключительно для обеспечения пропитанием, когда у человека не оставалось даже одежды.
Тора устанавливает строгие правила обращения с еврейским рабом. Рамбам подробно описывает, что запрещено использовать раба для изнурительной работы (аводат парех). Нельзя давать работу без установленного объема или времени, нельзя назначать бесцельную работу только чтобы занять раба. Также запрещена унизительная работа, характерная для рабов, например, нести вещи хозяина в баню или снимать его обувь.
Более того, хозяин был обязан обеспечивать раба едой и питьем такого же качества, как у себя. Если хозяин ел белый хлеб, то и рабу полагался белый хлеб, если хозяин пил выдержанное вино, то и раб не должен был довольствоваться молодым вином. То же касалось условий для сна – если хозяин спал на мягкой постели, раб не должен был спать на соломе. Даже в отношении места проживания действовал принцип равенства: нельзя было селить раба в деревне, если хозяин жил в городе, и наоборот.
Что касается оплаты труда, то прямой заработной платы раб не получал, поскольку сама система рабства подразумевала либо отработку долга, либо полное обеспечение всем необходимым для жизни. При этом Рамбам подчеркивает, что «покупающий еврейского раба как будто приобретает себе господина» и обязан относиться к нему по-братски, как сказано: «А с братьями вашими, сынами Израиля».
Таким образом, забота о еврейском рабе действительно выходила далеко за рамки простой денежной компенсации, обеспечивая ему достойный уровень жизни, равный уровню жизни хозяина.