Вопрос раввину:
Мы часто читаем о том, что реален только Всевышний. Все остальное не реально. Как правильно это понять? Тогда мы, создания Ашема, тоже нереальны?
Ответ:
Вы подняли очень важный и глубокий вопрос, который требует тщательного рассмотрения.
Чтобы понять суть этой идеи, давайте обратимся к словам Рамбама в самом начале его фундаментального труда «Мишне Тора» (1:1-4):
«Основа основ и столп мудрости в том, чтобы знать, что есть Первичное Бытие, и Оно создает все сущее. И все, что существует на небесах, на земле и между ними, существует только благодаря истинности Его бытия. И если допустить, что Он не существует, ничто иное не сможет существовать. И если допустить, что ничто, кроме Него, не существует, Он один будет существовать и не перестанет существовать из-за их небытия. Ибо все сущее нуждается в Нем, да будет Он благословен, но Он не нуждается в них и ни в одном из них. Поэтому Его истинность не подобна истинности кого-либо из них. Об этом и говорит пророк: «А Господь Б-г есть истина» (Иер.10:10). Он один есть истина, и нет иной истины, подобной Его истине. Об этом и говорит Тора: «Нет еще, кроме Него» (Шмот. 4:35), то есть нет истинно сущего, подобного Ему».
Из этих слов мы видим, что когда Тора говорит: «нет никого, кроме Него», она не имеет в виду, что нет никакой реальности, кроме Него, а то, что не существует ничего, что могло бы быть самодостаточным хотя бы мгновение без желания Творца и Его постоянной поддержки этого существования.
Рав Хаим из Воложина (Нефеш аХаим, 3:1) объясняет, что по этой причине Творец также называется в словах наших мудрецов «Маком», что означает «Место». Ибо подобно тому, как ни одна вещь не может существовать без пространства, в котором она находится, так же она не может существовать без постоянной поддержки ее бытия Творцом.
Таким образом, будет неверным утверждать, что нет никакой другой реальности, кроме Всевышнего. Но мы можем с уверенностью сказать, что нет реальности, которая существовала бы независимо, без воли Творца и Его поддержания этого существования. Также будет правильным сказать, что каждая вещь продолжает существовать лишь до тех пор, пока Творец желает ее существования.