«И вот одеяния, какие им делать: наперсник и эфод, и облачение, и платье ячеистое, головной убор и пояс». (Шмот 28:4)
Талмуд в трактате Звахим (88б) сообщает, что каждый атрибут одежды первосвященника искупал определённые грехи еврейского народа. Так, к примеру, «мицнефет» (головной убор первосвященника) искупала грех гордыни, «авнет» (пояс) – грешные мысли, «хошен» (четырёхугольный нагрудник) – искажение правосудия, а «меиль» (верхняя одежда первосвященника) – злословие.
Маараль («Хидушей агадот» на Звахим) объясняет, что грехи подобны одежде, поскольку, как одежда, облекающая человека и присоединённая к нему, грехи облекают всего человека и неразрывно связаны с ним. Поскольку первосвященник служит в Храме для всех евреев, он является их представителем, поэтому его облачение в святые одежды помогает всем евреям очиститься от их грехов и злодеяний.
В трактате Сота (3б) приводится изречение рабби Йонатана: «Если человек совершил хоть одно прегрешение в этом мире – оно обвивается вокруг него и ведет его на Судный день».
Из этого мы можем выучить важное правило: иногда у человека есть грехи, которые ему тяжело оставить, как бы он ни старался. Однако не стоит отчаиваться: если человек постарается погрузить себя в святость (исполнять заповеди и изучать Тору с большим усердием, находиться среди праведных людей), все мысли о грехе сами по себе отдалятся от него. И так сказали наши мудрецы (Кидушин 30б): если пришёл к тебе йецер а-ра (дурное начало), иди в бейт мидраш (дом учения Торы), и тогда он оставит тебя. Попадая в окружение святости, где вся атмосфера проникнута изучением святых слов Торы, грешные мысли невольно покидают человека.
Этот материал был опубликован на сайте «Беерот Ицхак«