Несколько дней назад Верховный Суд Израиля вынес решение о частичном запрете финансирования ешив государством, которое и так небольшое. Любопытно, что в свое время премьер-министр Менахем Бегин предлагал обеспечить ешивам 100-процентное государственное финансирование, однако раввины отвергли это предложение. Каковы же были их мотивы? Ответ на этот вопрос вы найдете в данной статье.
Вот, что пишет в книге «В кругу великих» первый депутат кнесета от религиозной партии Агудат Исраэль рав Лоренц:
«В 1977 году, когда партия «Агудат Исраэль» вошла в правительство Бегина, на меня было возложено встретиться в рамках коалиционных переговоров с главой правительства Менахемом Бегиным, чтобы обсудить повышение ассигнований на нужды ешив и учреждений Торы. Бегин сообщил ему, что, по его мнению, учреждениям Торы полагается стопроцентное финансирование, как прочим образовательным учреждениям.
Я был неописуемо рад этим решением главы правительства. Сразу же после этой встречи я поспешил на заседание Совета выдающихся мудрецов Торы и сообщил его членам о решении главы правительства утвердить финансирование учреждений Торы в полном объеме. Никогда в жизни я еще не удостаивался стольких благословений, – буквально от всех членов Совета, – как тогда, когда я принес им это известие»
Однако, когда всеобщее волнение улеглось, поднялся рав Шах и произнес громовым голосом: «Нельзя соглашаться с тем, чтобы учреждения Торы получали у правительства сто процентов своего бюджета».
Все были поражены. Видящий рождающееся рав Шах, аргументируя свое утверждение, сказал: «Прежде всего, содержание ешив и учреждений Торы должно быть заслугой каждого человека из народа Израиля, и нельзя отнимать у людей эту заслугу. Во-вторых, больше, чем хозяин дома (куда пришел посланник, собирающий пожертвования) дает посланнику, тот дает живущим в этом доме (заслугу исполнения важной заповеди). Когда люди видят еврея с бородой и пейсами, который напоминает им их деда, принадлежавшего к предыдущему поколению, это может повлиять на сыновей, которые продолжат учиться в ешиве. В-третьих, наши мудрецы сказали: «Не вступай в близкие отношения с властями» (Пиркей авот, 1:10). Невозможно полагаться ни на какое правительство, даже наилучшее. Сегодня они решают так, а завтра, когда интересы их изменятся, – иначе. Если в будущем правительство примет решение урезать ассигнования, ешивы окажутся в тяжелом положении. Поскольку они на какое-то время перестанут собирать деньги, будет очень тяжело начинать это дело заново, – ведь люди, прежде дававшие пожертвования на ешивы, за это время привыкнут к тому, чтобы не давать их». «Поэтому, – объявил рав Шах, – нельзя брать у правительства более пятидесяти процентов бюджета учреждений Торы; остальное следует собирать, как это делалось до сих пор».
В последние дни, когда Верховный Суд Израиля запретил финансирование ешив, мы можем в еще большей степени оценить дальновидность и проницательность рава Шаха, который настаивал на том, чтобы ешивы не полагались полностью на государственное финансирование, а продолжали полагаться также на поддержку народа, тем самым обеспечивая свою финансовую стабильность и независимость в долгосрочной перспективе.