Вопрос:
Недавно я услышала интересную вещь о Моше и Йеошуа. Оказывается, когда Моше передавал свою мудрость Йеошуа, он положил на него руки. Мудрецы говорят, что из этого можно выучить, что человек не завидует своему ученику. Но меня это немного запутало.
Ведь Бог сам велел Моше сделать это, разве нет? Получается, Моше просто выполнял то, что ему сказали. Как же тогда можно отсюда выучить что-то о зависти? И вообще, почему ученик какой-то особенный в этом смысле? Чем он отличается от других людей, которым тоже можно завидовать?
Ответ:
Как Вы верно отметили, наши мудрецы (Талмуд, Санхедрин 105б) учат, что человек обычно не завидует своему ученику. Этот урок они извлекают из эпизода, когда Моше посвящал Йеошуа быть своим преемником. Хотя Творец повелел Моше возложить лишь одну руку, Моше по собственной инициативе возложил на Йеошуа обе руки (Бемидбар 27:18-23; Раши там же).
Талмуд также указывает на еще одного человека, которому обычно не завидуют — это сын. Этот принцип выводится из благословения, которое подданные дали царю Давиду: «Да сделает Б-г имя Шломо еще славнее твоего имени и да возвеличит престол его более твоего престола» (Млахим I 1:47). Несомненно, если бы человеку было свойственно завидовать сыну, слуги Давида не произнесли бы благословение, способное вызвать зависть.
Чем объясняется это явление, в чем отличаются сын и ученик?
Дело в том, что человек обычно воспринимает своего сына или ученика как свое продолжение — сына в физическом плане, а ученика в духовном. Поэтому отец или учитель ощущают успех своего сына или ученика как собственное достижение, что не оставляет места для зависти.