Вопрос раввину:
В недельной главе Пкудей мы читаем о событиях, связанных с установкой и освящением Мишкана (Скинии). Я слышал, что в словах наших мудрецов упоминается интересная деталь: в течение семи дней, предшествующих открытию Мишкана, Моше каждое утро возводил Шатер Откровения (Оэль Моэд), который стоял в течение дня и ночи, а на рассвете разбирал его и сразу же снова устанавливал. Этот процесс повторялся на протяжении недели.
Не могли бы вы, пожалуйста, более подробно рассказать о духовном смысле и скрытых причинах этих действий Моше? Помимо практической цели обучения левитов службе в Мишкане, какое символическое значение имел ежедневный цикл установки и разборки Шатра в течение семи дней?
Буду очень благодарен за развернутый ответ, проливающий свет на глубинный смысл этого эпизода.
Ответ:
Действительно, в нескольких мидрашах мы находим упоминание о том, что Моше каждый день в течение семи дней устанавливал и разбирал Шатер Откровения (Оэль Моэд). Об этом говорится и в Торат Коаним: «В течение всех семи дней посвящения (милуим) Моше возводил Мишкан каждое утро, приносил в нем жертвы и разбирал его. На восьмой день, который был первым днем месяца Нисан, он установил Мишкан и больше не разбирал его, поэтому о нем сказано: «Мишкан был возведен» (Шмот 40:17)».
Семь дней, в течение которых Моше устанавливал и разбирал Шатер Откровения (Оэль Моэд), были наполнены глубоким духовным смыслом. Число семь символизирует духовность и завершенность, поэтому этот период был посвящен возвышению материальных компонентов Шатра до уровня святости.
Для достижения этой цели было необходимо, чтобы самый праведный и духовно возвышенный человек всех времен, Моше, ежедневно возводил Шатер. Его святость и преданность способствовали тому, чтобы физическая структура Мишкана (Скинии) постепенно преобразовывалась в духовную сущность.
На восьмой день, после завершения семидневного процесса, материальное обрело духовный статус. Число восемь символизирует переход от материального к духовному. Именно поэтому обрезание, совершаемое на самой физической части тела младенца, проводится на восьмой день после его рождения. Так же и животное становится пригодным для жертвоприношения только на восьмой день своей жизни. Так же и праздник Шмини Ацерет, который следует сразу за семидневным праздником Суккот, символизирует возможность превратить наше постоянное жилище и повседневную жизнь в нечто духовное. Подобное мы наблюдаем и в праздник Шавуот: после семикратного отсчета семи дней мы достигаем высшей восьмерки. В этот день хамец, который в Зоаре считается символом ецер ара (дурного начала) и от которого мы должны были отказаться в Песах, приносится как жертва Творцу.
Таким образом, ежедневные действия Моше в течение семи дней милуим (посвящения) были необходимы для того, чтобы Шатер Откровения и все его компоненты обрели высший духовный статус, позволяющий им стать местом присутствия Божественного на земле.