В одном из своих странствий великий праведник, раби Нохум из Чернобыля, волею Провидения оказался в крошечной деревушке, затерянной среди бескрайних полей и дремучих лесов. Казалось, сам мир забыл об этом местечке, но Всевышний не оставил его своим вниманием, послав туда святого человека.
Гостеприимный местный еврей, узнав о прибытии знаменитого цадика, с трепетом и неподдельной радостью встретил раби Нохума. Он с почтением предложил праведнику кров в своем скромном жилище, считая за величайшую честь принять такого гостя под своей крышей.
Простая хата, освещенная тёплым светом субботних свечей, казалось, преобразилась с появлением раби Нохума. Воздух наполнился особой святостью, а стены, казалось, внимали каждому слову мудреца, храня их для будущих поколений.
Когда полночная тишина окутала деревню, а звезды ярко засияли на небосводе, раби Нохум поднялся с постели. Беззвучно, словно тень, он опустился на пол и погрузился в молитву. Его тихие рыдания, исполненные скорби о разрушенном Храме, эхом отозвались в ночной тиши.
Хозяин дома, чей чуткий сон был прерван необычными звуками, встрепенулся на своем ложе. Сердце его учащенно забилось, а в голове пронеслись самые тревожные мысли. Наспех накинув халат, он на цыпочках, словно боясь спугнуть ночную тишину, поспешил к комнате почтенного гостя.
По пути его воображение, разбуженное среди ночи, рисовало картины одна страшнее другой: от внезапного недуга, постигшего святого человека, до нападения лесных разбойников, каким-то чудом пробравшихся в дом. Подходя к двери, хозяин затаил дыхание, готовясь к любым неожиданностям.
Приоткрыв дверь, хозяин увидел раби Нохума, склонившегося в молитве. Фигура праведника, озаренная лунным светом, казалась воплощением святости и смирения. Хозяин замер на пороге, боясь пошевелиться и нарушить священный момент. Он стоял, затаив дыхание, пока раби не закончил молитву.
Когда раби Нохум завершил молитву, в комнате воцарилась особая тишина. Лишь тогда хозяин, собравшись с духом и преодолев благоговейный трепет, осмелился нарушить молчание. Голосом, полным почтения и искреннего участия, он тихо спросил о причине слез святого человека.
Раби Нохум поднял взор на хозяина. Его глаза, все еще влажные от недавних слез, излучали глубокую мудрость и сострадание. Мягким, проникновенным голосом он ответил:
«Я молю Всевышнего о скорейшем приходе Машиаха.»
Заметив на лице хозяина выражение искреннего недоумения раби Нохум мягок спросил:
«Неужели ты не хочешь, чтобы пришел Машиах и забрал нас в Святой Иерусалим?»
Хозяин почесал затылок и ответил с простодушной честностью:
«Уважаемый раби, не сочтите за дерзость, но в таком важном вопросе мне нужно посоветоваться с женой.»
Вернувшись через несколько минут, хозяин выглядел слегка смущенным:
«Ребе, жена говорит, что мы не можем уехать. Кто будет заботиться о наших утках и курах? Они же без нас пропадут!»
Раби Нохум, в глазах которого мелькнула искорка понимания, спросил:
«А что вы будете делать, если, не дай Б-г, придут казаки и отнимут ваше имущество? Вы можете лишиться не только птицы, но и сами окажетесь в опасности.»
Хозяин, немного побледнев, снова отправился совещаться с супругой. Вернулся он уже с улыбкой на лице:
«Уважаемый раби, моя мудрая жена нашла решение. Она говорит: пусть святой раби помолится, чтобы Машиах забрал в Иерусалим казаков. А мы останемся здесь с нашими утками и курами.»
Послесловие:
Многим людям сложно по-настоящему скорбеть о разрушенном Храме. Почему так происходит? Зачастую мы слишком погружены в повседневные заботы — наши «утки и куры» занимают все наши мысли. Но если человек будет больше времени уделять размышлениям о Всевышнем, изучать Святые писания, его сердце постепенно наполнится осознанием того, как далек наш мир от совершенства, задуманного Творцом.
Тогда в душе пробудится искреннее стремление к скорейшему приходу Машиаха и восстановлению Храма.