Вопрос:
Спасибо большое, меня тоже очень интересовал этот вопрос, теперь все стало понятнее. Правда, немного кажется нечестным то, что это «величие» женщины в иудаизме почти не заметно со стороны, заметны только ограничения. Даже если на каком-то духовном уровне женщины и выше, то в физическом мире это не проявляется. И даже если у мужчин есть заповедь читать Тору, женщины тоже хотят притронуться к ней, поцеловать, но такая возможность бывает ужасно редко, не во всех общинах. Почему «величие» женщины проявляется в нашем мире в основном в ограничениях?
Ответ:
Уважаемая Хая!
Спасибо и Вам за прекрасно сформулированный и глубокий вопрос.
Конечно же, величие женщин в иудаизме не ограничивается только сокрытием их красоты и духовной силы. Как я уже писал, величие женщины прежде всего выражается в особом почетном отношении, которое ей должны оказывать. Это включает в себя обязанность мужа уважать жену больше, чем самого себя, радовать ее подарками и украшениями. В Талмуде приводится поучительная история о рабби Хие. Всякий раз, когда он видел какую-нибудь вещь, которая могла бы порадовать его жену, он не раздумывая покупал ее для нее. И делал он это, несмотря на то, что характер у его супруги был весьма непростым (Йевамот, 63а). Этим примером рабби Хия учит нас, насколько важно заботиться о радости и душевном комфорте жены, даже если порой ее поведение может вызывать недовольство. Талмуд также подчеркивает, что муж должен относиться к жене с особой чуткостью и деликатностью (Бава Мециа, 59). И как я уже упоминал, если два человека просят цдаку, предпочтение нужно отдать именно женщине.
Те ограничения, о которых Вы пишете, в не меньшей мере касаются и мужчин. Ведь именно мужчинам запрещено слушать женское пение, смотреть на женские танцы и т.п., в то время как женщинам не возбраняется наблюдать за танцующими и поющими мужчинами. И все это делается для того, чтобы не допустить неуважительного отношения к женщине. Как это унизительно видеть в различной рекламе, как женщин используют в качестве объектов! Напротив, насколько прекрасно, если мужчина будет наслаждаться пением и любоваться танцами только своей жены. Что может быть большим почетом для женщины, чем то, что ее муж думает только о ней и восхищается только ее красотой?
Относительно Вашего замечания о сложности поцеловать свиток Торы — честно говоря, я восхищен Вашей любовью к ней. Вам настолько тяжело ощущать эту отдаленность, что Вы даже видите в этом ущемление прав женщин. Однако позвольте заметить, что любовь к Торе можно проявлять и другими, не менее мощными способами. Например, стараться всегда приходить в синагогу на утреннюю молитву в Шаббат, чтобы услышать чтение святой Торы. Кроме того, у женщин есть немало других святынь, которые они могут целовать и проявлять к ним почтение – Хумаш, Сидур, Мезуза.
Да, роли мужчин и женщин в иудаизме во многом различны. Но эти различия проистекают не из неравенства, а из глубокого понимания особой природы и миссии каждого пола. Мудрецы учат нас, что роль женщины в доме даже более доминантная, чем роль мужчины (Мидраш Берешит раба, 17:7), и ее влияние на мужа чрезвычайно велико. Уже царь Шломо (Мишлей, 14:1) сказал об этом: «Мудрая жена построит дом свой, а глупая разрушает его своими руками».
Весьма показательно, что когда Всевышний давал Тору на горе Синай, Он обратился сначала к женщинам, и только потом к мужчинам (Шмот, 19:3). Этим Творец подчеркнул особую значимость женщин в принятии и сохранении Торы (Пиркей деРабби Элиезер, 40-ая часть).
Величие еврейской женщины — в ее огромном влиянии на атмосферу в доме, в ее роли хранительницы традиций, в воспитании детей. Это одна из причин, почему женщины освобождены от ряда заповедей, связанных со временем — чтобы могли полностью посвятить себя святой миссии созидания еврейского дома.
Надеюсь, мои объяснения помогли пролить свет на эту непростую тему. Если же у Вас остались вопросы или сомнения, я всегда готов продолжить нашу беседу.