Вопрос:
Шавуа тов, уважаемый Рав. Помогите, пожалуйста, разобраться: зная о том, что нельзя призывать имя ангела, почему Яаков всё же спрашивал его имя? Какова была его цель?
Ответ:
Для начала стоит разъяснить, в чём заключается проблема с упоминанием имён ангелов.
Дело не в том, что существует прямой запрет на произнесение имени ангела так же, как существует запрет на напрасное упоминание Имени Всевышнего. Имена ангелов сами по себе не являются священными, как Имя Творца. Однако мудрецы указывают, что вызов ангела через произнесение его имени может повлечь за собой определённое воздействие на мир. Ангел – это своего рода «посланник» (малах) со специфической функцией. Когда человек без достаточных заслуг и нужной подготовки призывает ангела, может произойти обратный эффект — вместо помощи человек может быть подвергнут духовному вреду, поскольку любая сила, пробуждаемая без должного намерения и чистоты, способна обернуться против самого вызывающего. Именно поэтому мы крайне осторожны в произнесении имён ангелов. Есть лишь несколько имён, которые мы часто упоминаем, не боясь вреда: Михаэль, Гавриэль, Рафаэль и Уриэль — их можно найти, например, в традиционных молитвах.
Теперь о Яакове. В рассказе о схватке Яакова с ангелом, описанном в книге Брейшит (глава 32), Сфорно в своём комментарии на стих объясняет мотив Яакова. Он отмечает, что когда Яаков спросил: «Скажи мне твоё имя», он не стремился легкомысленно вызвать ангела или использовать его имя в своих целях. Сфорно пишет, что Яаков желал понять суть этого ангела, его роль и миссию. Поняв это, Яаков мог осознать, в чём именно заключались его собственные духовные недостатки, из-за которых ангел пришёл к нему, и таким образом сделать тшуву (раскаяние и возвращение к истинному пути) и вознести правильную молитву.