Вопрос:
Всевышний прощает нас, когда мы искренне раскаиваемся и просим прощения. Должны ли мы поступать так же по отношению к людям, которые нас обидели? Или мы обязаны прощать даже тех, кто не просит прощения и не раскаивается?
Ответ:
В этом ответе я постараюсь объяснить, нужно ли прощать человека, согрешившего против вас, без его предварительной просьбы о прощении, и помогает ли прощение без такой просьбы.
Мишна (трактат Бава Кама, 8:7) учит нас: даже если человек, нанесший увечье другому, заплатил за ущерб, Всевышний не прощает ему, пока виновный не попросит прощения у пострадавшего. В свою очередь, пострадавший, согласно Мишне, не должен проявлять жестокосердие и обязан простить, когда его об этом просят.
Из того, что Мишна говорит о необходимости прощать только после просьбы о прощении, можно сделать вывод, что нет необходимости прощать до того, как вас попросили о прощении.
В Талмуде (трактат Йома, 87а) рассказывается история о раве Раве, одном из великих мудрецов Вавилона, против которого согрешил местный мясник. Накануне Йом Кипура (Судного дня) Рав пошел к мяснику, чтобы дать ему возможность попросить прощения. Этот поступок Рава показывает нам, что недостаточно просто простить человека мысленно, не дав ему возможности попросить прощения. Ведь если бы было достаточно просто простить, зачем Раву нужно было идти к мяснику? Он мог бы простить его, оставаясь дома.
Однако из того, что мы каждый день перед сном прощаем всех, кто согрешил против нас, видно, на первый взгляд, что прощение помогает даже без просьбы о нем. Источником этой практики является история о рабби Нехунии бен ха-Кана, который удостоился долголетия, кроме прочего, благодаря тому, что каждый день прощал перед сном (Трактат Мегила, 28а).
Чтобы привести все эти источники к общему знаменателю, необходимо прежде всего понять причину важности прощать ближнего. Полагаю, что существует три основные причины:
- Не быть жестоким: если ваш друг просит прощения, не будьте жестоки и простите его.
- Чтобы человек, согрешивший против вас, не был наказан из-за вас. Талмуд говорит, что того, из-за кого наказывают другого, не впускают в близость к Богу (Трактат Шаббат, 149б).
- Для мира и примирения с ближним, как пишет Сфат Эмет (комментарий к трактату Бава Кама, 87б).
Таким образом, прощение помогает даже без просьбы о нем, но нет обязанности это делать. Если же человек просит прощения, нужно простить его, чтобы не быть жестоким. В канун Йом Кипура есть особая важность в том, чтобы люди просили друг у друга прощения – для мира и братства между всеми евреями.
Даже если человек просит прощения неискренне, лишь из страха наказания, полагаю, что не следует проявлять жестокость и стоит простить ему от всего сердца.